КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 ноября 2019 г. N 2982-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА МЯЧЕВА
ФЕДОРА ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
РЯДОМ НОРМ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ф.В. Мячева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин Ф.В. Мячев оспаривает конституционность статей 30.6 "Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении", 30.7 "Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении", 30.8 "Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении", 30.9 "Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении", 30.13 "Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов" и 30.17 "Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов" КоАП Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, Ф.В. Мячев неоднократно привлекался к административной ответственности постановлениями должностных лиц органа ГИБДД за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.6 "Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов" и частью 3 статьи 12.23 "Нарушение правил перевозки людей" КоАП Российской Федерации.
Заявитель утверждает, что доказательства, объективно подтверждающие его вину в совершении административных правонарушений, не были представлены. Поэтому он просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими статье 49 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (часть 1); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (часть 2); неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (часть 3).
Данным конституционным предписаниям корреспондируют нормы статьи 1.5 "Презумпция невиновности" КоАП Российской Федерации, в соответствии с которыми лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2); лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Приведенные правила составляют один из принципов законодательства об административных правонарушениях и подлежат применению при разрешении каждого дела об административном правонарушении. При этом положения главы 26 названного Кодекса, устанавливая предмет доказывания по делу об административном правонарушении, определяют доказательства и правила их оценки, в силу которых никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11).
Оспариваемые законоположения, действуя во взаимосвязи с указанными нормами законодательства об административных правонарушениях, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Выяснение же вопроса о том, была ли вина заявителя в совершении административных правонарушений установлена на основании доказательств, отвечающих критериям допустимости, относимости и достоверности, связано с исследованием фактических обстоятельств, что к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мячева Федора Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------