Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2022 N 1544-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Блохина Юрия Витальевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 44 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2022 г. N 1544-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

БЛОХИНА ЮРИЯ ВИТАЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 44 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ

СЕНАТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.В. Блохина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин Ю.В. Блохин, который в мае 1989 года был избран народным депутатом СССР созыва 1989 - 1991 годов от Кишиневско-Октябрьского национального избирательного округа (Молдавская ССР) на постоянной основе, оспаривает конституционность части третьей статьи 44 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которой, действие положений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой статьи 29 данного Федерального закона, устанавливающих пенсионное обеспечение депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, распространяется также на народных депутатов РСФСР созыва 1990 - 1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации или в его органах на постоянной основе.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное при рассмотрении его дела судами общей юрисдикции, не предусматривая распространение соответствующих законоположений данного Федерального закона, устанавливающих условия и размер пенсионного обеспечения лиц, исполнявших полномочия депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), на народных депутатов СССР созыва 1989 - 1991 годов, осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете СССР или в его органах на постоянной основе, не учитывает положения пункта 4 постановления Верховного Совета СССР от 28 ноября 1991 года N 119-Н "О гарантиях и компенсациях народным депутатам СССР в связи с освобождением от выполнения служебных обязанностей в Верховном Совете СССР и его органах" и не соответствует статьям 6, 15 (часть 1), 67.1 и 75 (часть 6) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом; в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (статья 39; статья 75, часть 6).

Конституционным правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, при этом выбор механизмов его реализации относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой свободой усмотрения при определении видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан, правил назначения и перерасчета.

Федеральный закон "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает специальные условия и порядок дополнительного пенсионного обеспечения, в том числе граждан Российской Федерации, исполнявших полномочия депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предполагающего установление им ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (части вторая - седьмая статьи 29).

С 1 января 2001 года указанные законоположения были распространены законодателем на народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации или в его органах на постоянной основе, дополнительное пенсионное обеспечение которых осуществлялось в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1993 года N 1435 "О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990 - 1995 годов".

Гарантии и компенсации народным депутатам СССР в связи с освобождением от выполнения служебных обязанностей в Верховном Совете СССР и его органах, закреплявшиеся в Постановлении Верховного Совета СССР от 28 ноября 1991 года N 119-Н, применительно к пенсионному обеспечению указанных лиц предусматривали только возможность досрочного назначения пенсии по возрасту мужчинам, достигшим ко дню высвобождения возраста 58 лет, и женщинам - 53 лет, при соблюдении других условий, предусмотренных пенсионным законодательством Союза ССР и республик.

Таким образом, оспариваемое законоположение, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, является элементом механизма реализации права отдельных категорий граждан на дополнительное пенсионное обеспечение, предоставляемое помимо пенсий, назначаемых на общих основаниях, призвано обеспечить преемственность правового регулирования, а также соблюдение принципов социальной справедливости и правовой определенности.

Следовательно, часть третья статьи 44 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не может расцениваться как нарушающая права заявителя, который к указанной в ней категории лиц не относится и, как следует из представленных документов, реализовал право на получение пенсии по старости.

Разрешение же поставленного Ю.В. Блохиным вопроса связано с расширением круга лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение на условиях и в порядке, предусмотренных для граждан Российской Федерации, исполнявших полномочия депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, что относится к дискреционным полномочиям законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Блохина Юрия Витальевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления