Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2022 N 1542-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Матасова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 35, пунктами 1, 3 и 4 статьи 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2022 г. N 1542-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

МАТАСОВА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 35, ПУНКТАМИ 1, 3 И 4

СТАТЬИ 39 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СЛУЖБЕ

В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.М. Матасова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин В.М. Матасов оспаривает конституционность следующих норм Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации":

пункта 2 статьи 35, согласно которому замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников таможенных органов, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные отпуска;

положений статьи 39, предусматривающих, что сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: 1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней; 2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней; 3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней (пункт 1); сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск; перечень указанных районов и местностей, а также продолжительность дополнительного отпуска определяются Правительством Российской Федерации; указанным сотрудникам по их желанию разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года (пункт 3); дополнительные отпуска, предусмотренные пунктами 1 - 3 названной статьи, суммируются с очередным ежегодным отпуском; при этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 календарных дней (пункт 4).

Как следует из представленных материалов, в 2019 году заявитель был уволен со службы в таможенных органах по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Полагая, что компенсация за неиспользованные дополнительные отпуска выплачена ему в меньшем, чем он вправе получить, размере, заявитель обратился в суд с требованием о ее взыскании за период с 2000 по 2019 год.

В.М. Матасов просит проверить конституционность указанных законоположений и их применения, поскольку, как он полагает, на основании пункта 2 статьи 35 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" он был лишен возможности полностью использовать дополнительный отпуск с учетом выслуги лет, а также получить денежную компенсацию за неиспользованные дополнительные отпуска, а одновременное применение пунктов 3 и 4 статьи 39 указанного Федерального закона привело к уменьшению общей продолжительности его отпуска. Также, по мнению заявителя, дополнительный отпуск, предоставляемый сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не должен учитываться при суммировании, проводимом на основании пункта 4 статьи 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в связи с тем, что пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1999 года N 1376 "О продолжительности дополнительного отпуска сотрудников таможенных органов Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями" был признан незаконным и не подлежащим применению Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2001 года N ГКПИ 2001-740 в части установления продолжительности дополнительного отпуска сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответственно 15 и 10 суток.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 37 (часть 5) право на отдых, не устанавливает условий предоставления и продолжительность отпусков, относя это к дискреции законодателя. Федеральный законодатель с учетом особенностей правовых отношений, в рамках которых возникает право на отпуск (трудовые или служебные), а также специфики прохождения отдельных видов государственной службы предусматривает продолжительность основных и дополнительных отпусков, порядок их суммирования и предоставления.

В частности, пункт 1 статьи 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", закрепляя право сотрудника таможенного органа на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого зависит от выслуги лет, гарантирует данной категории государственных служащих возможность более длительного отдыха, требуемого с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, стимулируя их сотрудников к длительному осуществлению служебной деятельности и обеспечивая тем самым сохранение служебных отношений с лицами, имеющими опыт прохождения службы и необходимую для этого квалификацию. Пункт 3 указанной статьи, предусматривая дополнительные ежегодные отпуска для сотрудников таможенных органов, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями, направлен на защиту их интересов и призван компенсировать сотрудникам таможенных органов воздействие вредных климатических факторов.

При этом пункт 4 статьи 39 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", предусматривающий ограничение общей продолжительности отпуска 60 календарными днями, направлен на достижение баланса публичных интересов и частных интересов в целях эффективного функционирования системы таможенных органов и в равной мере распространяется на всех сотрудников таможенных органов.

Ввиду сказанного данные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Что касается пункта 2 статьи 35 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", то указанное законоположение также не может расцениваться как нарушающее права заявителя, поскольку, устанавливая приоритет непосредственного использования отпуска по его прямому назначению, предоставляет сотрудникам таможенных органов возможность восстановления сил и работоспособности, а также реализации конституционного права на отдых.

Разрешение же иных вопросов, сформулированных в жалобе заявителя, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Матасова Владимира Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления