КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 июня 2018 г. N 1553-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ РЕГИОНАЛЬНОГО
ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ В МНОГОКВАРТИРНЫХ
ДОМАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ЧАСТЬЮ 6 СТАТЬИ 182 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Регионального фонда содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Определением суда апелляционной инстанции, отменившим в соответствующей части решение суда первой инстанции, было удовлетворено требование собственников жилого помещения в многоквартирном доме к Региональному фонду содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области (региональному оператору) о взыскании убытков ввиду ненадлежащего выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома подрядными организациями. Указанное определение было оставлено без изменения судами вышестоящих инстанций.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Региональный фонд содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области оспаривает конституционность примененной в деле с его участием части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
По мнению заявителя, указанное законоположение не соответствует статьям 15 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации и общеправовому принципу справедливости в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, оно позволяет привлечь регионального оператора по обеспечению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах к ответственности за действия третьих лиц (привлеченных подрядных организаций).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что правовое регулирование деятельности регионального оператора обусловлено возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Следовательно, часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечивающая надлежащее исполнение обязательств регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме по проведению капитального ремонта и в полной мере соответствующая общим положениям гражданского законодательства об ответственности должника за действия третьих лиц, на которых было возложено исполнение (статья 403 ГК Российской Федерации), служит элементом целостного правового механизма защиты прав и законных интересов собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, достижению справедливого баланса интересов участников отношений по капитальному ремонту многоквартирных домов, социальной справедливости и не может рассматриваться как нарушающая права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Регионального фонда содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------