КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 марта 2024 г. N 582-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ УНИТАРНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО Г. ТОМСКА"
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 9 ПРАВИЛ
РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ
ОТХОДАМИ, А ТАКЖЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Унитарное муниципальное предприятие "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее также - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска") оспаривает конституционность пункта 9 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией (далее - Правила; утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424), согласно которому уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям раздела II этих Правил; в случае несоответствия проекта производственной программы указанным требованиям уполномоченный орган направляет регулируемой организации уведомление об отказе в утверждении проекта производственной программы с описанием выявленных несоответствий и приложением проекта производственной программы.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, с которым согласились вышестоящие суды, было отказано в удовлетворении административного искового заявления УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" - организации, осуществляющей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, о признании недействующим правового акта, утвердившего данному предприятию производственную программу и тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов. При этом было отмечено, что представленный заявителем для утверждения проект производственной программы соответствовал предусмотренным Правилами требованиям к содержанию производственной программы, а потому основания для направления УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" уведомления об отказе в утверждении проекта производственной программы с описанием выявленных несоответствий отсутствовали.
По мнению заявителя, оспариваемое положение не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 8, 18, 19, 34, 35 и 55, поскольку лишает организацию - регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами права приводить возражения относительно содержания подлежащей утверждению уполномоченным органом производственной программы и, следовательно, допускает установление экономически необоснованного тарифа в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Правительство Российской Федерации, реализуя возложенные на него Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (абзац сорок седьмой статьи 5 и пункт 3 статьи 24.13) полномочия, утвердило Правила, устанавливающие порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации), требования к содержанию производственных программ, процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией (пункт 1).
В силу пунктов 2, 9 и 10 Правил проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в течение 20 рабочих дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям раздела II этих Правил и в случае несоответствия проекта производственной программы указанным требованиям направляет регулируемой организации уведомление об отказе в утверждении проекта производственной программы с описанием выявленных несоответствий и приложением проекта производственной программы; регулируемая организация обязана в течение 10 рабочих дней после получения уведомления об отказе в утверждении проекта производственной программы доработать его и направить повторно в уполномоченный орган или направить в уполномоченный орган заявление об урегулировании разногласий, которое рассматривается в порядке, предусмотренном разделом IV данных Правил.
Таким образом, пункт 9 Правил, действуя во взаимосвязи с иными их положениями, является дополнительной гарантией прав регулируемых организаций и потому не может рассматриваться как позволяющий устанавливать экономически необоснованные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Следовательно, оспариваемое УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" нормативное положение не нарушает его конституционных прав в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------