КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 марта 2024 г. N 565-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОТКРЫТОГО
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
"ТЕХНОПРОМЭКСПОРТ" НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПОЛОЖЕНИЯМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСЛОВИЙ ВЫПУСКА ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВАЛЮТНОГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы к рассмотрению открытого акционерного общества "Внешнеэкономическое объединение "Технопромэкспорт" в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Открытое акционерное общество "Внешнеэкономическое объединение "Технопромэкспорт" (далее также - ОАО "ВО "Технопромэкспорт", Общество) оспаривает конституционность Постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года N 222 "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа" в части положений, устанавливающих сроки выдачи облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа владельцам валютных счетов во Внешэкономбанке СССР.
Как следует из представленных материалов, вступившими в законную силу актами арбитражных судов отказано в удовлетворении требования Общества, которому были открыты валютные счета во Внешэкономбанке СССР, к государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ), являющейся правопреемником Внешэкономбанка СССР, и Минфину России, в том числе о признании права на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, закрытии счетов и выдаче облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа с их погашением. При этом суды исходили из того, что заявителем не были урегулированы с Минфином России и ВЭБ.РФ обязательства перед бюджетом Российской Федерации, а также, кроме прочего, истек срок исковой давности по требованию о выдаче облигаций.
По мнению ОАО "ВО "Технопромэкспорт", оспариваемые положения не соответствуют статьям 8 (часть 2), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 3), 55 (часть 3) и 75 (часть 4) Конституции Российской Федерации, поскольку ставят погашение валютного долга бывшего СССР перед российскими юридическими лицами под условие произвольных действий Минфина России и ВЭБ.РФ по урегулированию задолженности таких лиц перед бюджетом Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 января 1992 года N 2172-1 "О Банке внешнеэкономической деятельности СССР" было признано правопреемство Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед российскими предприятиями, организациями и учреждениями по их валютным счетам во Внешэкономбанке СССР (пункт 3). В связи с этим Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 года N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР" было поручено Минфину России совместно с Центральным банком Российской Федерации и Внешэкономбанком СССР переоформить названные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на установленных в данном Указе условиях, а также разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации подробные условия выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа с указанием сроков распределения государственных облигаций среди юридических лиц - владельцев соответствующих валютных счетов (пункты 3 и 4).
Во исполнение возложенных на него полномочий Правительство Российской Федерации приняло Постановление "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа", утвердившее сроки выдачи облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа владельцам валютных счетов во Внешэкономбанке СССР, положения о которых в том числе предполагают необходимость завершения взаимной выверки и урегулирования владельцами соответствующих счетов своих платежных обязательств перед Минфином России и Внешэкономбанком СССР до выдачи им таких облигаций.
Оспариваемое регулирование, обеспечивающее баланс частных и публичных интересов в сфере обслуживания и погашения валютного долга Российской Федерации, не содержит неопределенности в части условий выдачи облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа и не предполагает возможности произвольного отказа в их выдаче при соблюдении данных условий в том числе лицом, обращающимся за выдачей таких облигаций. Следовательно, оно не может рассматриваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, которому, согласно представленным судебным актам, было отказано в удовлетворении требования о выдаче спорных облигаций в связи с несоблюдением порядка их выдачи и пропуском срока исковой давности по этому требованию.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе установление и оценка конкретных фактических обстоятельств, связанных с размером обязательств заявителя перед бюджетом Российской Федерации и их урегулированием, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Внешнеэкономическое объединение "Технопромэкспорт", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------