КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 февраля 2023 г. N 417-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ТРУХИНА ГЕННАДИЯ МИХАЙЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ "И" ПУНКТА 14 И ПОДПУНКТОМ
"З" ПУНКТА 17 ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТЕЙ, ПЕРИОДЫ СЛУЖБЫ (РАБОТЫ)
В КОТОРЫХ ВКЛЮЧАЮТСЯ В СТАЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ
СЛУЖБЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ, А ТАКЖЕ СТАТЬЕЙ 2
ЗАКОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Г.М. Трухина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин Г.М. Трухин оспаривает конституционность следующих нормативных положений Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141:
подпункта "и" пункта 14, в соответствии с которым в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются периоды службы в должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, с 1 января 1992 года до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих", перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам, либо в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы, а также в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
подпункта "з" пункта 17, предусматривающего включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов замещения должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Заявитель, замещавший в отдельные периоды трудовой деятельности должности директора Новинского экспериментального комбината Стройконструкции и заместителя директора Оленгуйского лесокомбината, полагает, что приведенные нормативные положения противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 7, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 54 (часть 1), 55 (часть 2), 67.1 (часть 1), 72 (пункты "ж" и "н" части 1) и 76 (часть 2), поскольку они при отсутствии нормативного акта, определяющего порядок включения в стаж государственной гражданской службы отдельных периодов работы, принятого Правительством Российской Федерации, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, создают правовую неопределенность условий включения в стаж государственной гражданской службы таких периодов, чем ухудшают его положение по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
Кроме того Г.М. Трухин ставит вопрос о конституционности статьи 2 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 года N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края", закрепляющей условия назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края, поскольку полагает, что данное законоположение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, нарушает права граждан, которым пенсия по старости (по инвалидности) была установлена до принятия Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), и получивших право на включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии периодов замещения соответствующих должностей в органах государственной власти и управления на территории РСФСР, чем вступает в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2), 67.1 (часть 1), 72 (пункты "ж" и "н" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. В силу статьи 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации, пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, иным нормативным актом и такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применения оспариваемого нормативного акта в конкретном деле с участием заявителя. При этом гражданин обязан приложить к жалобе судебные решения, подтверждающие применение обжалуемого нормативного акта судом при разрешении конкретного дела.
Между тем представленными Г.М. Трухиным копиями постановлений судов общей юрисдикции не подтверждается применение судом в конкретном деле с его участием оспариваемого им подпункта "и" пункта 14 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, а потому его жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
2.2. Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено право федеральных государственных гражданских служащих на пенсию по государственному пенсионному обеспечению (пенсию за выслугу лет) при наличии у них стажа государственной гражданской службы определенной продолжительности (подпункт 1 пункта 1 статьи 4, статья 7). При этом в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, согласно статье 19 указанного Федерального закона, включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
В целях реализации указанных законоположений Президент Российской Федерации Указом от 20 сентября 2010 года N 1141, исходя из особенностей, обусловленных характером выполняемой работы, утвердил Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Закрепление в подпункте "з" пункта 17 указанного Перечня отдельных должностей и органов, организаций и учреждений, служба (работа) в которых подлежит включению в стаж государственной гражданской службы, является необходимым элементом правового механизма, направленного на реализацию права федеральных государственных гражданских служащих на пенсионное обеспечение с целью предоставления им повышенной социальной защиты, и не может рассматриваться как затрагивающее права заявителя, не относящегося к данной категории граждан.
Что же касается оспариваемой Г.М. Трухиным статьи 2 Закона Забайкальского края "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края", отдельные положения которой были применены в его деле судами общей юрисдикции, то в ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что предоставляемые лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты (пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям при наличии у государственного гражданского служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить порядок и условия предоставления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат (пенсий за выслугу лет) к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О и др.).
Реализуя свои дискреционные полномочия, законодатель Забайкальского края в Законе Забайкальского края "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края" закрепил основания возникновения права указанных лиц на пенсию за выслугу лет, а также порядок ее назначения и выплаты.
Статья 2 названного Закона Забайкальского края, закрепляющая условия назначения пенсии за выслугу лет указанной в нем категории граждан, является частью правового механизма, направленного на реализацию права на дополнительное пенсионное обеспечение лиц, продолжительное время замещавших должности государственной гражданской службы Забайкальского края, в равной мере применяется ко всем лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя, к этой категории не относящегося.
Разрешение же вопроса о возможности зачета отдельных периодов работы заявителя в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трухина Геннадия Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------