КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 февраля 2023 г. N 415-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ВОРОТНИКОВА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ" И ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 4
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫПЛАТ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Воротникова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин А.В. Воротников оспаривает конституционность следующих положений:
части 3 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", согласно которой накопительная пенсия назначается застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии; если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее процентов по отношению к сумме исчисленного указанным способом размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты;
пункта 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", предусматривающего единовременную выплату средств пенсионных накоплений лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии, - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в части 2 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 7, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку исключают возможность учета суммарного размера получаемых военными пенсионерами пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к данной пенсии) при решении вопроса о возможности единовременной выплаты им средств пенсионных накоплений, чем создают для них худшие условия реализации пенсионных прав по сравнению с другими категориями застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые законоположения, обусловливающие возможность единовременной выплаты средств пенсионных накоплений установленным ими соотношением (не более 5 процентов) размера накопительной пенсии и суммы размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) и размера накопительной пенсии, направлены на стимулирование более активного и продолжительного участия застрахованных лиц в формировании пенсионных накоплений, и тем самым - на повышение уровня их пенсионного обеспечения. Действуя во взаимосвязи с иными положениями законодательства об обязательном пенсионном страховании, они выступают неотъемлемым элементом правового механизма формирования пенсионных накоплений и реализации права застрахованных лиц на выплаты за счет средств указанных накоплений, а установленное ими условие единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в равной мере распространяется на всех застрахованных лиц и может быть учтено при принятии ими решений о способах участия в формировании пенсионных накоплений, в том числе - посредством добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.
Разрешение же вопроса об установлении для военных пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости и имеющих пенсионные накопления, иных условий единовременной выплаты средств таких накоплений, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, составляет прерогативу федерального законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воротникова Андрея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------