Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2025 N 254-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гречки Михаила Васильевича на нарушение его конституционных прав частью 7 статьи 39, частями 1 и 3 статьи 62, частью 2 статьи 315 и пунктом 1 части 2 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктами 1 и 5 статьи 12.1, подпунктами 1 и 3 пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и пунктом 6 статьи 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 января 2025 г. N 254-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ГРЕЧКИ

МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ 7 СТАТЬИ 39, ЧАСТЯМИ 1 И 3 СТАТЬИ 62, ЧАСТЬЮ 2

СТАТЬИ 315 И ПУНКТОМ 1 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 350 КОДЕКСА

АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ПУНКТАМИ 1 И 5 СТАТЬИ 12.1, ПОДПУНКТАМИ 1 И 3 ПУНКТА 6

СТАТЬИ 15 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПУНКТОМ 6 СТАТЬИ 26

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.В. Гречки к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин М.В. Гречка, на которого было наложено дисциплинарное взыскание в виде прекращения отставки судьи с лишением квалификационного класса судьи, оспаривает конституционность следующих законоположений:

части 7 статьи 39 "Участие прокурора в административном деле", частей 1 и 3 статьи 62 "Обязанность доказывания", части 2 статьи 315 "Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора" и пункта 1 части 2 статьи 350 "Основания для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" КАС Российской Федерации;

пунктов 1 и 5 статьи 12.1 "Дисциплинарная ответственность судей" и подпунктов 1 и 3 пункта 6 статьи 15 "Отставка судьи" Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

пункта 6 статьи 26 "Обжалование решений квалификационных коллегий судей" Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

По мнению заявителя, регулирование, установленное оспариваемыми нормами, не соответствует статьям 17 (часть 2), 18, 19 (части 1 и 2), 28, 29, 33, 37, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 120 - 122, 123 (часть 3) и 129 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет произвольно привлекать судью в отставке к дисциплинарной ответственности в виде прекращения его отставки; препятствует обжалованию решений квалификационных коллегий судей; допускает рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции без проведения судебного заседания; препятствует пересмотру судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, а также ограничивает надзорные полномочия прокурора.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2020 года N 2423-О было отказано в принятии к рассмотрению жалобы М.В. Гречки на нарушение его конституционных прав рядом норм указанных федеральных законов, в том числе положениями статей 12.1 и 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", поскольку она не отвечала требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

В частности, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что оспариваемые положения названного Закона Российской Федерации устанавливают основания и условия привлечения судей к дисциплинарной ответственности, виды налагаемых на судей дисциплинарных взысканий, в том числе в отношении судей, пребывающих в отставке; при этом настаивая на их неконституционности, заявитель выражает несогласие с квалификацией совершенных им действий и утверждает о нарушении действующего законодательства правоприменительными органами при рассмотрении его дела и тем самым, по существу, предлагает дать оценку соответствующим правоприменительным решениям, что, однако, выходит за рамки компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

В силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию.

В своей новой жалобе, формально изменяя предмет оспаривания и прилагая новые судебные акты, М.В. Гречка фактически вновь предлагает Конституционному Суду Российской Федерации оценить соответствующие правоприменительные решения, что не дает оснований для принятия иного решения по поставленным вопросам.

Оспариваемая заявителем часть 2 статьи 315 КАС Российской Федерации предписывает, по общему правилу, рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции без проведения судебного заседания, что не препятствует суду апелляционной инстанции вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, если того требуют характер и сложность разрешаемого процессуального вопроса, а также доводы частной жалобы (часть 3 этой же статьи). Следовательно, указанная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в обозначенном им аспекте.

Что касается иных оспариваемых заявителем норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как и оспариваемых положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", то представленными судебными актами, в нарушение требований статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не подтверждается их применение судами в конкретном деле с участием заявителя в пределах годичного срока, предусмотренного для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

Таким образом, данная жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, также не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гречки Михаила Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления