КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 января 2021 г. N 86-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ЮДАЕВОЙ
ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПРАВИЛАМИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕДИНОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки И.М. Юдаевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка И.М. Юдаева оспаривает конституционность как в целом положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 и применены в деле заявительницы в редакции, действовавшей до внесения изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2018 года N 1596), так и отдельно подпункта "б" пункта 19, предусматривающего, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было признано правомерным решение уполномоченного органа о снятии заявительницы с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на который она была поставлена в 2013 году. Определениями судей судов кассационной инстанции, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, отказано в передаче ее кассационных жалоб для рассмотрения в судебных заседаниях судов кассационной инстанции.
Как указали суды, И.М. Юдаева в 2013 году после подачи заявления о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ухудшила свои жилищные условия с намерением получить данную выплату в большем размере (подарила своей матери долю в праве общей собственности на квартиру).
По мнению заявительницы, оспариваемые нормативные положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 35 (часть 1), 38 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2) и 54 (часть 1), поскольку они позволяют снимать сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации с указанного учета без оценки их фактической нуждаемости в улучшении жилищных условий в составе семьи, уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения и применять правило, установленное подпунктом "б" пункта 19 Правил в его редакции, веденной в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 года N 581, к отношениям, возникшим в 2013 году, тем самым придают этой норме обратную силу, ухудшая положение сотрудников (предшествующая редакция данного подпункта предусматривала в качестве основания для снятия с учета изменение (улучшение) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такое условие предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенных категорий государственных служащих в случае совершения ими (членами их семей) действий, повлекших ухудшение жилищных условий, как принятие их на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, согласуется с конституционным принципом равенства прав граждан и, как зависящее от ряда социально-экономических факторов, включая имеющиеся у государства финансовые возможности, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета (определения от 24 марта 2015 года N 692-О, от 29 сентября 2015 года N 2142-О, от 27 марта 2018 года N 692-О, от 28 мая 2020 года N 1173-О и др.).
Соответствующее условие, касающееся указанного пятилетнего срока, предусмотрено как в исходных, так и в действующих редакциях части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 9 оспариваемых Правил (т.е. данное условие было обязательным и в 2013 году - в период постановки заявительницы на учет).
Соответственно, нормативные положения Правил, включая подпункт "б" пункта 19, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права в аспекте, указанном заявительницей, в деле с участием которой суды пришли к выводу, что она, злоупотребив правом, ухудшила свои жилищные условия.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, непосредственно влияющих на выбор судами подлежащих применению норм права, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Юдаевой Ирины Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------