КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 января 2016 г. N 60-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ВАЛЕЕВА МУНИРА МИННИЯРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ СТАТЬЕЙ 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО
СООБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЕЙ 2 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
В КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина М.М. Валеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.М. Валеев оспаривает конституционность статьи 21 "Порядок рассмотрения квалификационными коллегиями судей представленных материалов" Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и статьи 2 "Порядок назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан" Закона Республики Башкортостан от 25 апреля 2002 года N 309-з "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан".
Как следует из представленных материалов, решением квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан от 9 ноября 2012 года за совершение дисциплинарного проступка были прекращены полномочия М.М. Валеева как судьи. В ходе заседания квалификационной коллегии судей М.М. Валеев заявлял отвод всему ее составу. Решением Дисциплинарного судебного присутствия от 23 января 2013 года ему было отказано в удовлетворении жалобы на указанное решение квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан.
Как утверждает заявитель, статья 21 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" не предусматривает право судьи, в отношении которого квалификационной коллегией судей рассматривается вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности, заявить отводы членам квалификационной коллегии судей в связи с имеющимися сомнениями в их объективности, а статья 2 Закона Республики Башкортостан "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан", наделяющая Президента Республики Башкортостан полномочием представлять для назначения Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан, расширяет компетенцию субъекта Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации. В связи с этим заявитель просит признать оспариваемые законоположения противоречащими статьям 10 и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, действующим законодательством предусмотрен механизм судебной проверки решения квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного лишения полномочий судьи, в том числе с точки зрения соблюдения членами квалификационной коллегии судей при его вынесении принципов объективности и беспристрастности. Исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что отсутствие в статье 21 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" положений, предусматривающих право судьи, в отношении которого квалификационной коллегией судей рассматривается вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности, заявить отвод членам квалификационной коллегии судей, не может расцениваться как нарушающее его конституционные права (Определение от 7 ноября 2013 года N 1713-О).
Согласно пункту 6 статьи 11 названного Федерального закона представители общественности назначаются в состав квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, установление определенных форм участия законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в формировании судейского корпуса является правом федерального законодателя (Определение от 4 декабря 2003 года N 428-О).
Закон Республики Башкортостан "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан" наделяет Президента Республики Башкортостан полномочием представлять для назначения Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан (статья 2). Следовательно, назначение представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан отнесено к компетенции Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан. В то же время представление Президентом Республики Башкортостан соответствующих кандидатур на рассмотрение данного органа законодательной власти является процедурной частью порядка назначения представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей, определение которого федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые законоположения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в аспектах, указанных им в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Валеева Мунира Миннияровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------