КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 сентября 2018 г. N 2503-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
МЕЩЕРИНОВА ВИКТОРА ПАВЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 10 И 11 ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.П. Мещеринова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.П. Мещеринов оспаривает конституционность следующих положений Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009):
пункта 10, согласно которому государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера;
пункта 11, устанавливающего, что государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя: правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, антикоррупционную экспертизу этого акта, принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта, присвоение регистрационного номера и занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Как следует из представленных материалов, В.П. Мещеринов обратился в суд общей юрисдикции с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации о взыскании из бюджета Российской Федерации компенсации морального вреда. Как пояснил заявитель, моральный вред был причинен ему в результате применения нормативного правового акта Министерства финансов Российской Федерации. Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что данный нормативный правовой акт был принят компетентным органом и зарегистрирован в порядке, предусмотренном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не позволяют ему взыскать компенсацию морального вреда, чем необоснованно ограничивают его права, а потому не соответствуют статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Действие данного конституционного положения распространяется и на нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти: если соответствующий нормативный правовой акт не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, он не должен влечь правовые последствия, как не вступивший в силу, и не подлежит применению (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года N 58-О).
Институт государственной регистрации, будучи элементом механизма вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, предполагает проведение правовой и антикоррупционной экспертизы принимаемого нормативного акта (пункт 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации). Следовательно, оспариваемые нормативные положения, закрепляя порядок государственной регистрации нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, по своему содержанию направлены на реализацию принципов правового государства и равенства всех перед законом и судом (статья 1, часть 1; статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мещеринова Виктора Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------