КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 сентября 2018 г. N 2480-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ ЛЕ ТХАНЬ БИНЯ
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЯМИ 25.1,
25.5 И 25.10 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Социалистической Республики Вьетнам Т.Б. Ле к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Социалистической Республики Вьетнам Т.Б. Ле оспаривает конституционность статей 25.1 "Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении", 25.5 "Защитник и представитель" и 25.10 "Переводчик" КоАП Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, по факту нарушений, выявленных в результате проверки принадлежащего заявителю магазина, должностным лицом органов внутренних дел Российской Федерации было вынесено определение о возбуждении в отношении Т.Б. Ле дела об административном правонарушении. Решением арбитражного суда заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.10 "Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)" КоАП Российской Федерации. Т.Б. Ле подал апелляционную жалобу с просьбой отменить данное судебное решение, поскольку, по его мнению, суд не учел того, что на стадии составления протокола об административном правонарушении ему было отказано в допуске защитника (на основании отсутствия у защитника соответствующей доверенности) и предоставлении переводчика (так как Т.Б. Ле имел сертификат о знании русского языка). Апелляционным постановлением арбитражного суда решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а жалоба заявителя - без удовлетворения.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения позволяют должностным лицам на стадии досудебного производства по делам об административных правонарушениях произвольно отказывать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о привлечении защитника ввиду отсутствия у него доверенности. Кроме того, данные законоположения, как полагает заявитель, допускают произвольный отказ на стадии досудебного производства по делам об административных правонарушениях в предоставлении иностранному гражданину переводчика. В связи с этим Т.Б. Ле просит признать статьи 25.1, 25.5 и 25.10 КоАП Российской Федерации не соответствующими статьям 2, 17 - 19, 26, 38, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такое лицо должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела (часть 2) и вправе пользоваться юридической помощью защитника (часть 1). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения этого дела (часть 4 статьи 25.5) и вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом (часть 5 статьи 25.5). При этом полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием; полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (часть 3 статьи 25.5 КоАП Российской Федерации).
Такое правовое регулирование, будучи направленным на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте. Не может расцениваться в качестве таковой и оспариваемая заявителем статья 25.10 КоАП Российской Федерации, поскольку она, предусматривая возможность судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, привлечь к участию в нем переводчика, направлена на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Оценка же законности и обоснованности отказа должностных лиц в допуске переводчика и защитника во время составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении, будучи связанной с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Социалистической Республики Вьетнам Ле Тхань Биня, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------