КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 сентября 2018 г. N 2458-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ АКЦИОНЕРНОГО
ОБЩЕСТВА "КАРЕЛЬСКИЙ ОКАТЫШ" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЕМ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 339 НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО "Карельский окатыш" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации АО "Карельский окатыш" оспаривает конституционность положения пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений (предложение второе абзаца второго).
Как следует из представленных материалов, АО "Карельский окатыш" заявило все нормативные потери полезных ископаемых за 2012 и 2013 годы в декларациях за декабрь 2012 года и декабрь 2013 года, применив к годовому объему фактических потерь ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых. Налоговый орган не согласился с таким способом учета нормативных потерь полезных ископаемых для целей применения льготной налоговой ставки. По мнению налогового органа, потери полезных ископаемых должны учитываться не по итогам года, а в каждом налоговом периоде - календарном месяце. В результате часть фактических потерь полезных ископаемых налогоплательщика налоговый орган признал сверхнормативными, что послужило основанием для применения полной ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с доначислением недоимки, пени и штрафа. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда было отказано в удовлетворении требований налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа. Как указал суд, налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых, а следовательно, и потери полезных ископаемых должны рассчитываться налогоплательщиком за каждый месяц. Кроме того, суд отметил, что налогоплательщик не представил первичных документов для проверки правильности расчета потерь полезных ископаемых и принятия их к учету для налоговых целей.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Налогового кодекса Российской Федерации не позволяет в полном объеме учитывать нормативы потерь полезных ископаемых для целей применения льготной налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, а потому противоречит статьям 19 и 57 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием налога на добычу полезных ископаемых, осуществляется на основании норм главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр; налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого с использованием таких экономико-правовых характеристик объекта налогообложения, как стоимость либо количество, применение которых зависит от конкретного вида добытого полезного ископаемого; налоговым периодом по налогу признается календарный месяц, по итогам которого исчисляется сумма налога на добычу полезных ископаемых по каждому добытому полезному ископаемому (статьи 334 - 343).
Возможность налогоплательщика применить ставку 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении нормативных потерь добытых полезных ископаемых предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом под нормативными потерями для целей налогообложения признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Тем самым данное регулирование позволяет недропользователям не уплачивать указанный налог на количество полезных ископаемых (в пределах установленного норматива), которое было извлечено, но в силу разных обстоятельств (преимущественно производственного характера) утрачено.
Оспариваемая заявителем норма Налогового кодекса Российской Федерации, являясь составной частью механизма определения действительного размера налогового обязательства субъектов предпринимательской деятельности, являющихся плательщиками налога на добычу полезных ископаемых, предоставляя им (в совокупности с другими нормами главы 26 данного Кодекса) право использования налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых, конкретизирует порядок обложения данным налогом и подлежит применению с учетом специфики недропользования как вида экономической деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года N 1630-О). При этом исчисление налога, в том числе с учетом предусмотренных налоговых льгот, должно осуществляться во взаимосвязи со всеми элементами налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такое правовое регулирование, принятое федеральным законодателем в рамках его дискреции в сфере налоговых отношений (в данном случае - при регулировании вопросов уплаты налога на добычу полезных ископаемых), не может расцениваться как нарушающее конституционные права плательщиков налога на добычу полезных ископаемых.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Карельский окатыш", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------