Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернова Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 сентября 2018 г. N 2367-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ЧЕРНОВА СЕРГЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ СТАТЬЕЙ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

И СТАТЬЮ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

И ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ

ГРАЖДАН"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.А. Чернова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения вышестоящими судами, гражданину С.А. Чернову было отказано в удовлетворении исковых требований, связанных с предоставлением ему на условиях договора социального найма жилого помещения, построенного или приобретенного за счет субвенций из федерального бюджета. Как указали суды, необходимым условием для получения указанной жилищной гарантии, предусмотренной Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", является постановка граждан до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в специальной (льготной) очереди, которая ведется органом местного самоуправления для определенной категории военнослужащих и приравненных к ним лиц, в то время как С.А. Чернов был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 1997 году на общих основаниях и был поставлен в общую очередь. Также суды отметили, что С.А. Чернов не лишен жилищных гарантий, поскольку продолжает состоять в очередях на получение жилья по прежнему месту службы (в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации) и как судья суда общей юрисдикции.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.А. Чернов оспаривает конституционность статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", которая изменила первоначальную редакцию абзаца первого статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, устанавливавшую условия для предоставления жилищных гарантий определенному кругу лиц, в том числе предусматривавшую такое условие, как постановка на учет органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года. Согласно измененной (действующей) редакции этой нормы для получения жилищных гарантий требуется принятие граждан на указанный учет в органе местного самоуправления до 1 января 2005 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 15, 40, 55, поскольку - в силу неопределенности своего содержания - позволяет уполномоченным органам отказывать в предоставлении жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел, которые встали на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года на общих основаниях, и существенно ухудшает их правовое положение, так как ранее действовавшая (первоначальная) редакция статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ не предусматривала такое условие для получения данного вида жилищной гарантии, как постановка на учет в специальном порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ был расширен перечень жилищных гарантий, предоставляемых гражданам, уволенным с военной службы по определенным основаниям и имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии принятия их до 1 января 2005 года органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 1), а также установлено, что порядок и условия предоставления данных гарантий для военнослужащих распространяются на ряд других категорий граждан, включая граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации (статья 2), т.е. эти граждане на тех же условиях, что и военнослужащие, должны быть приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Действующий Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 49) и утративший силу Жилищный кодекс РСФСР (статья 30) предусматривали и предусматривают возможность учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в единой общей очереди в органах местного самоуправления и одновременно возможность специального жилищного учета, который обеспечивает реализацию дополнительных жилищных гарантий для отдельных категорий граждан, посредством введения для них либо льготной очередности предоставления жилья, либо отдельного (целевого) бюджетного финансирования их жилищных прав.

Одним из правовых актов, которые устанавливают такой специальный жилищный учет, являются Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054). Как следует из содержания данных Правил, они регламентируют обеспечение жильем граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета (пункт 1), и данное право реализуется посредством распределения администрациями субъектов Российской Федерации государственных жилищных сертификатов и жилой площади, построенной, купленной за счет средств федерального бюджета (пункт 30). К числу лиц, которые обладают правом получить жилье на указанных условиях, относятся военнослужащие и приравненные к ним лица, в число которых входят лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии (пункт 6), специальный учет военнослужащих и приравненных к ним граждан осуществляют органы местного самоуправления и иные уполномоченные органы (пункты 12, 23, 24 и др.).

Таким образом, предусмотренное Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ расширение перечня жилищных гарантий для определенной категории граждан учитывает, прежде всего, характер жилищных обязательств перед ними со стороны государства, которые были оформлены посредством постановки этих граждан на особый жилищный учет в органах местного самоуправления при условии специального финансирования за счет государства.

С учетом изложенного оспариваемая норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя, который, как указали суды, состоит на учете в иных специальных жилищных очередях, т.е. имеет право на жилищные гарантии по иным правовым основаниям, связанным с его правовым статусом, включая статус лица, уволенного со службы в органах внутренних дел.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернова Сергея Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления