КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 сентября 2018 г. N 2251-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
УСТИНОВА ИГОРЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 32 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.В. Устинова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.В. Устинов - инвалид вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы и связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, оспаривает конституционность статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан.
Как следует из представленных материалов, в период с 1993 года по 31 августа 2017 года заявитель получал пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". С сентября по октябрь 2017 года И.В. Устинову по его заявлению выплачивалась пенсия по старости, назначенная досрочно в соответствии с частью второй статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Полагая, что пункт 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" дает ему право на единовременную выплату средств пенсионных накоплений, поскольку предусматривает ее осуществление лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с данным Федеральным законом, - при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), он обратился с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. В сентябре 2017 года в удовлетворении заявления И.В. Устинову было отказано в связи с отсутствием у него права на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом "О страховых пенсиях". Правильность такого отказа подтверждена решениями судов общей юрисдикции со ссылкой в том числе на пункт 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
По мнению И.В. Устинова, оспариваемая норма, не предусматривая возможности назначения досрочной страховой пенсии по старости инвалидам-чернобыльцам, не достигшим 55-летнего возраста, препятствует единовременной выплате им средств пенсионных накоплений, в связи с чем не соответствует статьям 2, 7 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 45, 46 (часть 2), 52 и 55 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 3 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", примененный судами общей юрисдикции при разрешении конкретного дела, закрепляя условия назначения страховой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы, устанавливает для них (мужчин, достигших возраста 55 лет, женщин, достигших возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет) льготный порядок реализации права на пенсионное обеспечение и направлен на их повышенную социальную защиту, что не может рассматриваться как нарушение прав граждан, в том числе заявителя.
Разрешение же вопроса о назначении страховой пенсии по старости инвалидам вследствие военной травмы - мужчинам до достижения 55 лет требует внесения изменений в правовое регулирование и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Что касается других положений статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", оспариваемой заявителем в полном объеме, то представленными материалами не подтверждается их применение судами в конкретном деле с участием И.В. Устинова, а потому его жалоба в этой части не может рассматриваться как отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Устинова Игоря Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------