Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 N 1440-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы частного профессионального образовательного учреждения "Учебно-технический центр "Кольчуга-2", обществ с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "Алекса" и "Охранная организация "Алекса-1", а также граждан Дергачевой Ольги Вячеславовны и Федькина Андрея Вячеславовича на нарушение их конституционных прав частью третьей статьи 16 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 июня 2023 г. N 1440-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ЧАСТНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

"УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "КОЛЬЧУГА-2", ОБЩЕСТВ

С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

"АЛЕКСА" И "ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "АЛЕКСА-1", А ТАКЖЕ ГРАЖДАН

ДЕРГАЧЕВОЙ ОЛЬГИ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ И ФЕДЬКИНА АНДРЕЯ

ВЯЧЕСЛАВОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ

ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 16 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЧАСТНОЙ

ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы частного профессионального образовательного учреждения "Учебно-технический центр "Кольчуга-2", обществ с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "Алекса" и "Охранная организация "Алекса-1", а также граждан О.В. Дергачевой и А.В. Федькина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Частное профессиональное образовательное учреждение "Учебно-технический центр "Кольчуга-2" (далее - ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2"), общества с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "Алекса" и "Охранная организация "Алекса-1" (далее - ООО ОП "Алекса" и ООО "ОО Алекса-1"), а также граждане О.В. Дергачева и А.В. Федькин оспаривают конституционность части третьей статьи 16 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", устанавливающей в том числе, что содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, с которым согласились вышестоящие суды, было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения уполномоченного органа и об обязании включить ЧПОУ "УТЦ "Кольчуга-2" в перечень мест проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств на территории Оренбургской области. При этом было отмечено, что проведение указанных проверок не осуществляется образовательными организациями, которые при наличии необходимости добровольно на безвозмездной основе предоставляют для их проведения уполномоченному органу материально-техническую базу.

По мнению заявителей, оспариваемая норма не соответствует статьям 4 (часть 2), 7 (часть 1), 8, 10, 11 (части 1 и 2), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 3), 18, 19 (часть 1), 32 (часть 1), 34, 37 (части 1 и 2), 45, 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3), 75.1 и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет уполномоченному органу произвольно выбирать образовательные организации для проведения периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с данным Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (часть первая статьи 1); право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника (часть первая статьи 11.1).

Исходя из того, что частная охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан, а в ходе ее осуществления в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, данный Закон Российской Федерации устанавливает обязанность частных охранников по прохождению периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, содержание, порядок и сроки проведения которых определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности (части первая и третья статьи 16). Реализуя соответствующее полномочие, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации приказом от 25 ноября 2019 года N 387 утвердила Порядок проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Таким образом, оспариваемое заявителями законоположение наделяет уполномоченный в сфере частной охранной деятельности орган полномочием по определению процедуры проведения периодических проверок в указанной сфере и само по себе не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы частного профессионального образовательного учреждения "Учебно-технический центр "Кольчуга-2", обществ с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "Алекса" и "Охранная организация Алекса-1", а также граждан Дергачевой Ольги Вячеславовны и Федькина Андрея Вячеславовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления