КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 февраля 2024 г. N 534-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА РУСИНА
ВИКТОРА ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
СТАТЬЕЙ 19 ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Русина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин В.В. Русин оспаривает конституционность статьи 19 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года N 55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области", в соответствии с положениями которой граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами; выдвижение кандидата производится избирательным объединением после официального опубликования решения о назначении выборов Губернатора; кандидат может дать согласие на выдвижение на выборах Губернатора только одному избирательному объединению (части 1 - 3).
Как следует из представленных материалов, решением суда, с которым согласились вышестоящие суды, В.В. Русину отказано в удовлетворении административного искового заявления к Избирательной комиссии Самарской области об обязании произвести регистрацию кандидатом на должность Губернатора Самарской области на соответствующих выборах в сентябре 2023 года.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статье 32, поскольку не предусматривает самовыдвижение в качестве способа выдвижения кандидатов на должность Губернатора Самарской области.
Кроме того, заявитель просит признать неконституционными выборы Губернатора Самарской области, прошедшие в сентябре 2023 года.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями; законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения. Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", также закрепляющем право субъекта Российской Федерации своим законом установить возможность самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по вопросу, получившему свое содержательное урегулирование в федеральном законодательстве, в рамках действующего порядка проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, принят Закон Самарской области "О выборах Губернатора Самарской области", предусмотревший единственный способ выдвижения кандидатов на должность Губернатора Самарской области - избирательным объединением (часть 2 статьи 19).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право граждан участвовать в процедуре замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации путем выдвижения кандидата на эту должность в порядке самовыдвижения из Конституции Российской Федерации не вытекает, а потому и отсутствие у гражданина такой возможности не свидетельствует о нарушении каких-либо его конституционных прав и свобод (Определение от 14 января 2014 года N 7-О).
Таким образом, статья 19 Закона Самарской области "О выборах Губернатора Самарской области" не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в его жалобе аспекте.
Что касается требования заявителя о признании неконституционными выборов Губернатора Самарской области, прошедших в сентябре 2023 года, то рассмотрение подобных вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Русина Виктора Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------