Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2024 N 507-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Антоненко Людмилы Александровны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 77, пунктом 4 части 4 статьи 180, частью 1 статьи 310, пунктом 5 части 2 статьи 311 и пунктом 7 части 2 статьи 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 февраля 2024 г. N 507-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

АНТОНЕНКО ЛЮДМИЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ

ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 77, ПУНКТОМ 4

ЧАСТИ 4 СТАТЬИ 180, ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 310, ПУНКТОМ 5 ЧАСТИ 2

СТАТЬИ 311 И ПУНКТОМ 7 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 330 КОДЕКСА

АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.А. Антоненко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка Л.А. Антоненко оспаривает конституционность части 2 статьи 77 "Назначение экспертизы", пункта 4 части 4 (в жалобе ошибочно поименованного подпунктом 4 пункта 3) статьи 180 "Содержание решения суда", части 1 статьи 310 "Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке", пункта 5 части 2 статьи 311 "Судебный акт суда апелляционной инстанции" и пункта 7 части 2 статьи 330 "Кассационное определение" КАС Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, Л.А. Антоненко обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и об установлении ее в размере, равном рыночной стоимости этого объекта недвижимости, представив в обоснование своих требований отчет об оценке, согласно которому рыночная стоимость данного объекта недвижимости составляла 1 679 000 руб. Решением суда общей юрисдикции, с которым согласись вышестоящие суды, требования заявительницы были удовлетворены частично; кадастровая стоимость объекта недвижимости была установлена в размере его рыночной стоимости (2 635 800 руб.), определенной с учетом результатов судебной экспертизы, назначенной судом первой инстанции по своей инициативе в связи с возникшими сомнениями относительно обоснованности представленного заявительницей отчета об оценке объекта недвижимости и достоверности этого отчета как доказательства по административному делу. При этом, поскольку расхождение кадастровой стоимости, установленной в результате государственной кадастровой оценки (3 583 239,12 руб.), и рыночной стоимостью, установленной решением суда, не являлось существенным и не свидетельствовало о нарушении прав заявительницы, расходы по оплате судебной экспертизы были отнесены на Л.А. Антоненко.

По мнению заявительницы, часть 2 статьи 77 КАС Российской Федерации не соответствует статьям 18 и 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет суду назначать судебную экспертизу по своей инициативе, нарушая тем самым принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства.

Иные оспариваемые положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как утверждает Л.А. Антоненко, противоречат статьям 21 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку препятствуют отмене судебного акта в связи с отсутствием в нем ссылок на законы, которыми суд руководствовался, возлагая на заявительницу обязанность по оплате назначенной по инициативе суда экспертизы, и мотивов неприменения судом законов, на которые ссылались стороны административного дела.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами, к числу которых относится Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (определения от 25 марта 2021 года N 570-О, от 28 апреля 2022 года N 1091-О и др.).

Устанавливая порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, данный Кодекс предусматривает, что к соответствующему административному исковому заявлению прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пункт 4 части 2 статьи 246), и закрепляет обязанность сторон по таким административным делам доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть 5 статьи 247). При этом указанный Кодекс определяет доказательства по административному делу как полученные в предусмотренном этим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (часть 1 статьи 59), закрепляет требования к ним (статьи 60 и 61) и правила их оценки, в том числе с точки зрения достоверности (статья 84).

Во взаимосвязи с приведенными требованиями действует часть 2 статьи 77 КАС Российской Федерации, в соответствии с которой суд может по своей инициативе назначить экспертизу, в том числе в случае, если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами. Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, полномочие суда назначить при наличии достаточных оснований экспертизу по собственной инициативе проистекает из принципа судейского руководства процессом, а также принципа самостоятельности судебной власти и необходимо для эффективного осуществления правосудия (Определение от 30 мая 2023 года N 1342-О).

Следовательно, часть 2 статьи 77 КАС Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая в указанном заявительницей аспекте ее конституционные права, тем более что согласно представленным судебным актам представитель Л.А. Антоненко в предварительном судебном заседании не возражал против экспертизы, которая была назначена судом для подтверждения рыночной стоимости недвижимого имущества с учетом отсутствия доказательств достоверности представленного заявительницей отчета об оценке. Кроме того, при решении вопроса об отнесении расходов по оплате данной экспертизы на заявительницу судами в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П было учтено то обстоятельство, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью укладывалось в приемлемый диапазон отклонений.

Что касается иных оспариваемых Л.А. Антоненко законоположений, то они устанавливают требования к судебным актам, в том числе принимаемым судами апелляционной и кассационной инстанций, и основания для безусловной отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, обеспечивают реализацию конституционного права на судебную защиту и не предполагают принятия немотивированных судебных актов, не содержащих сведений, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Следовательно, сами по себе пункт 4 части 4 статьи 180, часть 1 статьи 310, пункт 5 части 2 статьи 311 и пункт 7 части 2 статьи 330 данного Кодекса, выступающие гарантиями принятия законного и обоснованного решения (статья 176 этого Кодекса), также не нарушают конституционных прав заявительницы.

Разрешение же вопроса о необходимости назначения экспертизы судом по собственной инициативе и проверка полноты отражения оснований для этого в соответствующих судебных актах связаны с исследованием фактических обстоятельств и оценкой доказательств по конкретному административному делу и не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Антоненко Людмилы Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления