Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 N 2249-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мосрегионлифт" на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 197, частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 45.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 октября 2021 г. N 2249-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА

С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОСРЕГИОНЛИФТ" НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 197, ЧАСТЯМИ 4 И 5

СТАТЬИ 200 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЕЙ 45.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мосрегионлифт" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Общество с ограниченной ответственностью "Мосрегионлифт" (далее - ООО "Мосрегионлифт") оспаривает конституционность части 1 статьи 197 "Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц", частей 4 и 5 статьи 200 "Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" АПК Российской Федерации, статьи 45.1 "Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства" Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Как следует из представленных материалов, решением Иркутского управления Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2019 года ООО "Мосрегионлифт" и два других юридических лица были признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" (как совершившие действия, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на шести торгах, проводимых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области).

Решением Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2019 года решение территориального управления было изменено: производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении одного из юридических лиц было прекращено, ООО "Мосрегионлифт" и другое юридическое лицо признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона (в части совершения действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на трех торгах, проводимых названным Фондом).

Не согласившись с указанными решениями антимонопольного органа, ООО "Мосрегионлифт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этих решений незаконными, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд признал решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2019 года не соответствующим действующему законодательству и установил правомерность решения от 26 апреля 2019 года, принятого территориальным управлением этой службы. С решением арбитражного суда согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, с которым согласился заместитель Председателя этого суда, ООО "Мосрегионлифт" было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

По мнению заявителя, статья 45.1 Федерального закона "О защите конкуренции" противоречит статьям 34 (часть 1), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не закрепляет правил оценки доказательств при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и допускает применение мер государственного принуждения без надлежащей проверки по правилам, установленным законодательством Российской Федерации в публично-правовой сфере, фактических оснований для этого принуждения.

ООО "Мосрегионлифт" указывает также на несоответствие части 1 статьи 197 и части 5 статьи 200 АПК Российской Федерации статьям 34 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в связи с тем, что, по его мнению, данные законоположения во взаимосвязи со статьями 71 и 168 этого же Кодекса допускают возможность применения в процедуре судебной проверки решений антимонопольного органа правил оценки доказательств, предусмотренных для рассмотрения частноправовых споров.

Кроме того, заявитель полагает, что часть 4 статьи 200 АПК Российской Федерации не соответствует статьям 10 и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку данное законоположение во взаимосвязи с другими нормами главы 24 этого же Кодекса позволяет суду принять решение, ухудшающее правовое положение лиц, обратившихся за судебной защитой, вопреки заявленным доводам и целям обращения в суд.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Статья 45.1 Федерального закона "О защите конкуренции", раскрывающая понятие доказательств по делу о нарушении антимонопольного доказательства, перечень их основных источников и порядок доказывания, действует с учетом обязанности антимонопольного органа оценить представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и указать в принимаемом им решении доказательства, на которых основаны его выводы об обстоятельствах дела, и мотивы, по которым были отвергнуты те или иные доказательства, приняты или отклонены приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 2 части 3.3 статьи 41, пункт 1 части 1 статьи 49 этого Федерального закона).

Данное правовое регулирование не предполагает его произвольного применения и способствует полному и всестороннему установлению фактических обстоятельств дела о нарушении антимонопольного законодательства в целях его объективного рассмотрения. Дополнительной гарантией правильного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе в части оценки антимонопольным органом представленных доказательств, является возможность обжалования решения антимонопольного органа в арбитражный суд (статья 52 названного Федерального закона). Следовательно, статья 45.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.

2.2. Часть 1 статьи 197, части 4 и 5 статьи 200 АПК Российской Федерации, регламентируя порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, возлагают, в частности, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом суд - в целях установления того, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также исходя из возложенной на него обязанности по принятию законного и обоснованного решения, - оценивает представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а результаты такой оценки отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений (части 1 и 7 статьи 71 АПК Российской Федерации). Данное правовое регулирование соотносится с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом (Постановление от 10 марта 2017 года N 6-П).

Таким образом, часть 1 статьи 197, части 4 и 5 статьи 200 АПК Российской Федерации, в том числе рассматриваемые во взаимосвязи с иными положениями главы 24 данного Кодекса, выступают процессуальными гарантиями права на судебную защиту, реализация которого не предполагает возможности для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами. Следовательно, данные законоположения также не могут рассматриваться в качестве нарушающих конституционные права заявителя.

Кроме того, как следует из представленных материалов, территориальное управление антимонопольного органа при вынесении в отношении ООО "Мосрегионлифт" постановления о назначении административного наказания исходило из того, что решение арбитражного суда первой инстанции, которым, в том числе по заявлению ООО "Мосрегионлифт", было признано незаконным решение Федеральной антимонопольной службы о признании заявителя заключившим антиконкурентное соглашение, приведшее к поддержанию цены на трех торгах, не вступило на тот момент в законную силу, а потому в качестве повода для привлечения ООО "Мосрегионлифт" к административной ответственности указало решение Иркутского управления Федеральной антимонопольной службы в той его части, которая не противоречит указанному решению Федеральной антимонопольной службы.

Таким образом, поскольку к административной ответственности ООО "Мосрегионлифт" было привлечено за заключение антиконкурентного соглашения, приведшего к поддержанию цены не на шести, а на трех торгах, и это нарушение антимонопольного законодательства было установлено компетентным органом еще до обращения заявителя в арбитражный суд, то довод ООО "Мосрегионлифт" об ухудшении его правового положения после обращения за судебной защитой не находит своего документального подтверждения.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мосрегионлифт", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления