КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 сентября 2019 г. N 2224-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
СОФРОНОВА СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
"О ЗАЧЕТЕ СОЛДАТАМ, МАТРОСАМ, СЕРЖАНТАМ, СТАРШИНАМ И ВОЕННЫМ
СТРОИТЕЛЯМ, УВОЛЕННЫМ В ЗАПАС, ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ
СРОЧНОЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И В МЕСТНОСТЯХ, ПРИРАВНЕННЫХ К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА,
В СТАЖ РАБОТЫ, ДАЮЩИЙ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛЬГОТ,
УСТАНОВЛЕННЫХ ЗА РАБОТУ В ЭТИХ РАЙОНАХ И МЕСТНОСТЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина С.А. Софронова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин С.А. Софронов просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях", согласно которому солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
По мнению заявителя, оспариваемое Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181, примененное при рассмотрении его дела судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 19 (части 1 и 2) и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет не засчитывать в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, время службы в армии по призыву лицу, имеющему воинское звание офицера, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также данное Постановление противоречит положению пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющему условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, С.А. Софронов просит отменить принятое по его делу определение суда апелляционной инстанции, как противоречащее Конституции Российской Федерации и указанному Федеральному закону.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 определяет условия, при соблюдении которых солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным с военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность указанной в данном нормативном правовом акте военной службы включается в стаж работы, дающий право на льготы, предусмотренные указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, установление которых из Конституции Российской Федерации непосредственно не вытекает. Установление льгот, определение порядка их предоставления, а также их изменение относится к исключительной прерогативе законодателя и иных органов государственной власти, которые по его поручению вправе осуществлять соответствующее правовое регулирование. Таким образом, нет оснований полагать, что Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 нарушаются конституционные права граждан.
Разрешение же иных поставленных заявителем вопросов, в том числе оценка обоснованности принятых судебных актов, равно как и выбор норм, подлежащих применению в его конкретном деле, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Софронова Сергея Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------