КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 сентября 2019 г. N 2203-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН ПУПИНА
ОЛЕГА АРКАДЬЕВИЧА И САЛМИНОЙ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 6 СТАТЬИ 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан О.А. Пупина и В.И. Салминой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Граждане О.А. Пупин и В.И. Салмина оспаривают конституционность части 6 (в жалобе ошибочно названной пунктом 6) статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
По мнению заявителей, оспариваемое законоположение противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой позволяет правоприменительным органам отказывать гражданам, по религиозным убеждениям не получившим паспорта гражданина Российской Федерации, в установлении пенсии на основе документов, представленных взамен паспорта гражданина Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию при соблюдении предусмотренных законом условий имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", нетрудоспособные члены семей этих граждан, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.
Орган, осуществляющий в соответствии с названным Законом назначение страховой пенсии по старости, не уполномочен устанавливать наличие или отсутствие у лица правовой связи с Российской Федерацией, паспорт же гражданина СССР с определенностью наличие такой связи также не подтверждает, поэтому для реализации права на страховую пенсию требуется в том числе предоставление подтверждающего наличие гражданства или постоянного проживания в Российской Федерации документа.
Согласно действующему законодательству документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, признается паспорт гражданина Российской Федерации и иные основные документы, содержащие указание на гражданство лица, определенные законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; пункт 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325), а в случае отсутствия у лица указанных документов оно имеет возможность обратиться за определением наличия у него гражданства Российской Федерации в органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации (пункт 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
Соответственно, установление требования о предоставлении лицом в рамках реализации его пенсионных прав в качестве гражданина Российской Федерации органу, уполномоченному осуществлять назначение страховой пенсии, паспорта гражданина Российской Федерации как документа, введенного в действие в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"), включая право на пенсионное обеспечение, не может, тем более с учетом требований действующего законодательства к содержанию паспорта гражданина Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"), не допускающих возможности наличия в паспорте гражданина символики, оскорбляющей религиозные чувства граждан, рассматриваться как направленное на игнорирование и нарушение права свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, как оно гарантировано Конституцией Российской Федерации (статьи 14, 19 (части 1 и 2) и 28), а также как нарушение иных конституционных прав и свобод в указанном в жалобе заявителей аспекте.
Кроме того, сама по себе оспариваемая часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" перечень документов, предоставляемых для назначения страховой пенсии, не устанавливает, а, как следует из представленных материалов, решения судов по делам заявителей основаны на положениях приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению". Указанный приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как ведомственный нормативный акт в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Пупина Олега Аркадьевича и Салминой Веры Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------