КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 сентября 2019 г. N 2201-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН
ЛИТОВЧЕНКО ИГОРЯ ИВАНОВИЧА, ЛЯЩЕНКО АЛЕКСАНДРА ВАДИМОВИЧА
И ЯКОВЛЕВА ВЛАДИМИРА АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ" И АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 1
СТАТЬИ 12 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан И.И. Литовченко, А.В. Лященко и В.А. Яковлева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Граждане И.И. Литовченко, А.В. Лященко и В.А. Яковлев оспаривают конституционность части 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом; при этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Заявители также ставят вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации абзаца второго пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), содержащего положения, аналогичные части 4 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях".
По мнению заявителей, являющихся получателями пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, оспариваемые законоположения, примененные в делах с их участием судами общей юрисдикции, противоречат статьям 7, 18 и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не учитывают специфику правового положения лиц, проходивших военную службу и осуществлявших трудовую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и не позволяют включать периоды прохождения военной службы и приравненной к ней службы в указанных местностях в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если они были учтены при назначении пенсии за выслугу лет, но не повлияли на ее размер.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору граждан, получающих пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, федеральный законодатель установил правовой механизм, предоставляющий им возможность помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Оспариваемые заявителями законоположения являются элементом данного правового механизма, направленного на реализацию указанной категорией граждан конституционного права на социальное обеспечение. Закрепленное в них правило, исключающее возможность одновременного зачета хронологически совпадающих периодов в выслугу лет и в страховой стаж, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права данной категории граждан, притом что такие периоды были учтены при установлении пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона военнослужащим и приравненным к ним лицам как лицам с особым правовым статусом.
Ставя вопрос о возможности зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов военной и приравненной к ней службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и учтенных при назначении пенсии за выслугу лет, заявители фактически настаивают на внесении изменений в законодательство. Однако разрешение этого вопроса не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Литовченко Игоря Ивановича, Лященко Александра Вадимовича и Яковлева Владимира Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------