КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 апреля 2021 г. N 677-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ЛАВРЕНТЬЕВОЙ ДАРЬИ АНДРЕЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 1 И ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 9 ЗАКОНА ГОРОДА
МОСКВЫ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Д.А. Лаврентьевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка Д.А. Лаврентьева, которой отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и об отмене распоряжения Департамента городского имущества города Москвы о снятии с жилищного учета, а также о восстановлении на таком учете, оспаривает конституционность следующих положений Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения":
части 2 статьи 1, закрепляющей, что члены семьи заявителя - это супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда; для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы; в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты);
части 1 статьи 9 о том, что в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя; для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
По мнению Д.А. Лаврентьевой, оспариваемые нормы противоречат статьям 7 (часть 1), 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 40 (часть 3), 45 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они с учетом сложившейся правоприменительной практики позволяют при определении уровня обеспеченности членов семьи заявителя, поставленных на жилищный учет до 1 марта 2005 года, общей площадью жилого помещения учитывать жилую площадь супруга (супруги) заявителя независимо от того, проживает ли он совместно с заявителем и их несовершеннолетним ребенком, а также установлен ли брачным договором режим раздельной собственности на имущество супругов.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые заявительницей нормы Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" направлены на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам, тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не могут рассматриваться как нарушившие конституционные права заявительницы, в действиях которой по заключению брачного договора суды установили признаки злоупотребления правом.
Установление же и исследование фактических обстоятельств, а также оценка правильности выбора судами норм права, подлежащих применению в конкретном деле с учетом этих обстоятельств, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лаврентьевой Дарьи Андреевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------