КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 ноября 2020 г. N 2862-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУХОЙ ЛОГ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 36 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 8
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Администрации городского округа Сухой Лог к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Администрация городского округа Сухой Лог оспаривает конституционность:
части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей состав общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащего на праве долевой собственности собственникам помещений в этом многоквартирном доме;
пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", устанавливающего полномочия органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из представленных материалов, решением Свердловского областного суда от 12 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года, удовлетворено административное исковое заявление гражданина Ш. о признании недействующим в части решения Думы городского округа Сухой Лог от 20 декабря 2018 года N 138-РД "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения". При этом суды пришли к выводу об обязанности органов местного самоуправления по созданию и содержанию не входящих в состав общего имущества собственников мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и необоснованности установления размера платы за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, не имеющих в составе общего имущества контейнерных площадок в рамках расходов на содержание и ремонт общего имущества.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 8 (часть 2), 12, 15 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 130 (часть 1) и 132 Конституции Российской Федерации, поскольку приводят к возложению на органы местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов за счет средств местного бюджета.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующая отношения собственников помещений в многоквартирном доме по поводу общего имущества, направлена на обеспечение справедливого баланса прав и законных интересов всех сособственников и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Что же касается вопроса о допустимости возложения на органы местного самоуправления обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, то установление данного полномочия пунктом 4 статьи 8 Федерального "Об отходах производства и потребления" в рамках такого вопроса местного значения как участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") согласуется с содержанием вопросов местного значения как вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. При этом установление данного полномочия само по себе не свидетельствует об исполнении соответствующей обязанности исключительно органами местного самоуправления и за счет средств местного бюджета независимо от источника образования твердых коммунальных отходов: места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (пункты 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039). В соответствии с указанными Правилами органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Действующее экономическое регулирование в области обращения с твердыми отходами предусматривает систему финансирования соответствующих мероприятий, осуществляемых как публичными образованиями разного уровня за счет бюджетных средств, так и хозяйствующими субъектами, которая предполагает в том числе взимание ряда экологических платежей, а также их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в целях наиболее эффективного использования собранных средств (глава V Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В частности, приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25 мая 2018 года N 225 утверждена региональная программа в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019 - 2030 годы, которая направлена на упорядочение отношений, связанных с обращением твердых коммунальных отходов и обеспечением необходимого финансирования соответствующих мероприятий, в том числе путем выделения необходимых субсидий местным бюджетам.
Указанное законодательное регулирование экономического обеспечения сбора и утилизации твердых коммунальных отходов наряду с платой, взимаемой с собственника или нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме, в целях соблюдения баланса интересов соответствующих правоотношений, определяемой жилищным законодательством (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации), создает экономическую основу и систему финансирования сбора и утилизации твердых коммунальных отходов и не оспаривается заявителем.
С учетом изложенного оспариваемое положение пункта 4 статьи 8 Федерального "Об отходах производства и потребления" само по себе также не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части определения объема финансовых обязательств муниципальных образований и источников финансирования создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Администрации городского округа Сухой Лог, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------