КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 июня 2024 г. N 1524-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЮРЬЕВА
СЕРГЕЯ ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПУНКТАМИ 2 И 6 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Ю. Юрьева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин С.Ю. Юрьев оспаривает конституционность следующих положений (в жалобе названных частями) статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации":
пункта 2, согласно которому гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом;
пункта 6, согласно которому военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Как следует из представленных документов, С.Ю. Юрьеву, принимавшему в 1987 году участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и получающему с 7 июля 2012 года пенсию за выслугу лет в соответствии с названным Законом Российской Федерации, было отказано в установлении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к ней) ввиду несоблюдения условий ее назначения. Суды признали такой отказ правомерным, отклонив доводы истца о том, что право на пенсию по старости возникло у него ранее и было реализовано им, поскольку со 2 февраля 2012 года ему выплачивалась трудовая пенсия по старости, установленная в соответствии с частью второй статьи 28.1 и пунктом 1 части первой статьи 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от получения которой он отказался в целях назначения пенсии за выслугу лет.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения вступают в противоречие со статьями 7 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 2), 18, 19 (часть 2), 39 (часть 1), 42 и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку препятствуют реализации права участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы из числа военных пенсионеров на получение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста и тем самым умаляют объем возмещения вреда, причиненного их здоровью радиационным воздействием.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (часть первая статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Такое правовое регулирование основывается на принципе равенства, закрепленном статьей 19 Конституции Российской Федерации, предоставляет гражданам возможность выбора наиболее выгодного основания получения пенсии и не может оцениваться как нарушающее их конституционные права.
Отсутствуют основания и для вывода о нарушении конституционных прав заявителя пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который, будучи элементом механизма реализации пенсионных прав соответствующей категории граждан, гарантирует военным пенсионерам, осуществляющим после увольнения с военной службы трудовую или иную аналогичную деятельность, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность при наличии установленных условий получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Разрешение же вопроса о предоставлении военным пенсионерам из числа лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 также страховой пенсии по старости, назначенной со снижением пенсионного возраста согласно Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года N 1582-О, от 27 февраля 2018 года N 381-О, от 25 октября 2018 года N 2702-О, от 26 октября 2021 года N 2187-О и от 27 октября 2022 года N 2864-О).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Юрьева Сергея Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------