КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 июня 2019 г. N 1745-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ОБРУБСКОГО СЕРГЕЯ ЛЕОНИДОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 33 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Л. Обрубского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин С.Л. Обрубский оспаривает конституционность статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающей суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, противоречат статьям 7 (часть 1) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют лицам, имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, снижать возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, если они проработали менее 15 лет в районах Крайнего Севера или менее 20 лет в приравненных к ним местностях.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Установление льготных условий приобретения права на досрочное назначение пенсии по старости предполагает право законодателя определять правила исчисления специального стажа. Так, в статье 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" законодатель предусмотрел определенные виды работ с особыми условиями труда, учитываемые наравне с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 1), а также закрепил для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, возможность дополнительного снижения возраста, установленного для досрочного назначения указанной пенсии, на пять лет (часть 2).
Аналогичный порядок суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривался и ранее действовавшим законодательством (статья 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях", закрепляющая возможность суммирования стажа, а для лиц, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - льготу по дополнительному снижению пенсионного возраста, направлена на реализацию пенсионных прав лиц, занятых на соответствующих видах работ, а также в определенных местностях, и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Установление же иного порядка снижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Обрубского Сергея Леонидовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------