Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 N 1530-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "ПОЛИМЕРСЕРВИС" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктом 2 части 6 статьи 217 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и подпунктом "б" пункта 1 Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 июня 2019 г. N 1530-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ЗАКРЫТОГО

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ПОЛИМЕРСЕРВИС" НА НАРУШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 16.2 КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,

ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 6 СТАТЬИ 217 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

И ПОДПУНКТОМ "Б" ПУНКТА 1 ПРАВИЛ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫМ

ОРГАНАМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ В РОССИЙСКУЮ

ФЕДЕРАЦИЮ С ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ЗАО "ПОЛИМЕРСЕРВИС" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. ЗАО "ПОЛИМЕРСЕРВИС" оспаривает конституционность части 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию (за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса), и пункта 2 части 6 статьи 217 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии с которым Правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства - члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в случае, если на территории государства - члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также если при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).

Кроме того, заявитель оспаривает конституционность подпункта "б" пункта 1 Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года N 32), принятых в целях реализации частей 6 и 7 статьи 217 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии с которым товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, подлежат декларированию таможенным органам в случае, если на территории государства - члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также если при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по единой таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин.

Как следует из представленных материалов, постановлениями судов общей юрисдикции заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации. При этом суды пришли к выводу, что заявитель в нарушение установленных правил не задекларировал ввезенный из Республики Беларусь в Российскую Федерацию товар, который ранее был ввезен в Республику Беларусь из государства, не являющегося членом Таможенного союза, с применением тарифной преференции.

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 17 (часть 1), 19 (часть 1), 46 (часть 1), 54 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают произвольное возложение на организацию обязанности по декларированию товара, уже выпущенного для внутреннего потребления, и обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. К числу международных договоров относятся Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (в настоящее время его действие приостановлено) и Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, предусматривающие формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В целях выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, решений его органов в сфере таможенного регулирования и таможенного дела был принят Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Оспариваемые заявителем положения данного Федерального закона, определяющие дополнительные случаи декларирования товаров (статья 217), а также корреспондирующие им нормы пункта 1 оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации допускают возможность установления Правительством Российской Федерации случаев, когда при ввозе товаров в Российскую Федерацию из других государств - членов Таможенного союза осуществляется их таможенное декларирование. При этом такое декларирование производится в соответствии с правилами Таможенного союза в нормативно закрепленных случаях, в частности, когда на территории отдельного государства - члена Таможенного союза были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении определенного товара, в то время как таможенным законодательством Таможенного союза прямо не установлено, что такие товары могут перемещаться по единой таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин.

В свою очередь, часть 1 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации, устанавливающая административную ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, направлена на обеспечение исполнения обязанности по декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу, и не предполагает возможности ее произвольного применения.

Таким образом, сами по себе оспариваемые положения, принятые с учетом норм международных договоров, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "ПОЛИМЕРСЕРВИС", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления