Законодательство РФ
 |  Судебная практика высших судов РФ  |  Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 910-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шмелева Евгения Александровича на нарушение его конституционных прав положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О страховых пенсиях", а также приказа Министерства труда Российской Федерации "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российс

Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 910-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шмелева Евгения Александровича на нарушение его конституционных прав положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О страховых пенсиях", а также приказа Министерства труда Российской Федерации "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 апреля 2024 г. N 910-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ШМЕЛЕВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ГРАЖДАНСКОГО

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ", А ТАКЖЕ ПРИКАЗА

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЗА СТРАХОВОЙ ПЕНСИЕЙ, ФИКСИРОВАННОЙ

ВЫПЛАТОЙ К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ С УЧЕТОМ ПОВЫШЕНИЯ ФИКСИРОВАННОЙ

ВЫПЛАТЫ К СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ, НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИЕЙ,

В ТОМ ЧИСЛЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, И ПЕНСИЕЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ

ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, ИХ НАЗНАЧЕНИЯ, УСТАНОВЛЕНИЯ,

ПЕРЕРАСЧЕТА, КОРРЕКТИРОВКИ ИХ РАЗМЕРА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЛИЦАМ,

НЕ ИМЕЮЩИМ ПОСТОЯННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДОКУМЕНТОВ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИХ УСТАНОВЛЕНИЯ, ПЕРЕВОДА С ОДНОГО ВИДА

ПЕНСИИ НА ДРУГОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ

"О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ", "О НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ"

И "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.А. Шмелева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин Е.А. Шмелев оспаривает конституционность следующих положений:

части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, с учетом положений части 7 статьи 21 названного Федерального закона;

пункта 49 приказа Министерства труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2022 года в связи с изданием приказа Министерства труда Российской Федерации от 5 августа 2021 года N 546н), предусматривавшего, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.

Заявитель полагает, что:

часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" нарушает его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьей 39 (часть 1), поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, позволяет отказывать в перерасчете пенсии, если к заявлению не приложены документы, необходимые для такого перерасчета, несмотря на то, что все документы имеются в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в который гражданин обращается с соответствующим заявлением;

пункт 49 приказа Министерства труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н не соответствует нормам федерального законодательства и статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет отказывать в приеме и рассмотрении заявления о перерасчете пенсии.

Кроме того, Е.А. Шмелев оспаривает конституционность статьи 12 "Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон", частей четвертой и шестой статьи 14 "Состав суда", части второй статьи 72 "Возвращение письменных доказательств" ГПК Российской Федерации, поскольку, по его мнению, произвольное применение этих норм судами общей юрисдикции позволило отказать ему в выдаче материалов выплатного (пенсионного) дела, что противоречит статьям 24 (часть 2), 29 (часть 4) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. В силу статьи 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации, а также пункта 3 части первой статьи 3, статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод нормативными актами (указанными в пунктах "а", "б" части 2 той же статьи Конституции Российской Федерации) и такая жалоба признается допустимой, если имеются признаки нарушения прав и свобод заявителя в результате применения оспариваемого нормативного акта в его конкретном деле.

Между тем представленными Е.А. Шмелевым копиями судебных постановлений не подтверждается применение в его деле оспариваемых им частей четвертой и шестой статьи 14, а также части второй статьи 72 ГПК Российской Федерации, а потому его жалоба в указанной части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.

2.2. Часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливая условие о том, что заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается лишь при одновременном представлении им необходимых для такого перерасчета документов, направлена на обеспечение определенности правового положения сторон пенсионных отношений.

Одновременно указанное законоположение предусматривает необходимость учитывать при приеме заявления положения части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", в силу которой требуемые для установления страховой пенсии и ее выплаты документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если они не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень (содержащий в том числе документы о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 1 января 2020 года) гражданина).

Данная норма, регламентирующая правила истребования документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, является элементом правового механизма реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение, направлена на защиту их интересов посредством минимизации документов, представляемых ими для целей пенсионного обеспечения, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.

2.3. Положения статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющие осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (часть первая), а также предписывающие суду, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществлять руководство процессом, создавать условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть вторая), приняты во исполнение положений статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, являются процессуальной гарантией принятия судом законного и обоснованного решения и во взаимосвязи с другими предписаниями данного Кодекса, в том числе закрепленными в его статьях 2, 195 и части первой статьи 196, не предполагают произвольного их применения, а потому также не могут расцениваться в качестве нарушающих конституционные права заявителя, указанные в жалобе.

Проверка же ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, к числу которых относится приказ Министерства труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н, равно как и проверка обоснованности правоприменительных решений, вынесенных по делу заявителя, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шмелева Евгения Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления