КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 апреля 2024 г. N 1058-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ АКЦИОНЕРНОГО
ОБЩЕСТВА "САМАРСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 3, 11 И ПОДПУНКТОМ
"Б" ПУНКТА 16 ПРАВИЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ
ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
ЭНЕРГИИ, ОБЪЕКТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ,
А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНЫМ ЛИЦАМ, К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы акционерного общества "Самарская сетевая компания" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее также - АО "ССК", общество) оспаривает конституционность пункта 3 (фактически - его абзаца первого), пункта 11 и подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила).
Как следует из представленных материалов, АО "ССК" заключило ряд договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, однако необходимые для этого мероприятия в установленный срок не провело. Контрагенты АО "ССК" обратились в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы в связи с несоблюдением обществом регламентированного Правилами порядка технологического присоединения к электрическим сетям. Постановлением уполномоченного должностного лица ФАС России АО "ССК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП Российской Федерации, кроме того, ему выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, АО "ССК" отказано в удовлетворении заявления об оспаривании указанных постановления и предписания. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По мнению АО "ССК", оспариваемые положения противоречат статьям 8, 17, 19, 75.1 и 76 Конституции Российской Федерации, поскольку при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, они не позволяют сетевой организации регулировать сроки заключения соответствующего договора и осуществления мероприятий по технологическому присоединению, а также требовать от контрагента представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Абзац первый пункта 3, пункт 11 и подпункт "б" пункта 16 Правил обязывают сетевую организацию в установленные сроки выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил, при этом такая организация не вправе требовать от заинтересованного лица представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами. Данные нормы, действующие во взаимосвязи с иными положениями законодательства о недискриминационном доступе к электрическим сетям, призваны установить необходимый баланс интересов участников отношений, связанных с технологическим присоединением к указанным сетям, и тем самым обеспечить надлежащее правовое регулирование этих отношений.
В связи с этим оспариваемые положения, не допускающие возможности произвольного привлечения сетевой организации к административной ответственности, не могут рассматриваться в качестве нарушающих конституционные права АО "ССК", в деле с участием которого суды исходили из наличия в его действиях (бездействии) всех элементов состава административного правонарушения, в том числе вины, поскольку у общества имелась возможность соблюсти установленные требования для реализации технологического присоединения энергопринимающих устройств заинтересованных лиц, однако с его стороны не были предприняты все зависящие от него меры.
Установление же и оценка фактических обстоятельств конкретного дела, а также проверка законности и обоснованности судебных актов с учетом этих обстоятельств не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Самарская сетевая компания", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------