КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 февраля 2016 г. N 358-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА СИЗОВА
АНДРЕЯ РУДОЛЬФОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНЫХ
ГАРАНТИЯХ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Р. Сизова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину А.Р. Сизову было отказано в удовлетворении исковых требований, связанных с предоставлением ему права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Как указали суды, истец не представил комплект документов, необходимый для признания за ним права на получение единовременной социальной выплаты, несмотря на неоднократные уведомления и разъяснения по данному вопросу со стороны сотрудников территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Р. Сизов оспаривает конституционность части 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей, что гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 данного Федерального закона, которая возлагает на Правительство Российской Федерации полномочия по определению Правил предоставления данной выплаты (часть 5).
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, реализовать право на получение единовременной социальной выплаты, заставляя их предоставлять помимо уведомления о своем намерении воспользоваться данным правом иные документы, перечень и содержание которых предусмотрены нормативным актом Правительства Российской Федерации, а также влечет ухудшение правового положения граждан, которые за счет кредитных средств приступили к строительству жилья, рассчитывая на получение со стороны государства безвозмездной финансовой помощи.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Взаимосвязанные положения статьи 4 и части 2 статьи 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставляют определенной категории граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, возможность получить единовременную социальную выплату в порядке, предусмотренном для действующих сотрудников органов внутренних дел. При этом сотрудник органа внутренних дел в целях получения указанной социальной выплаты направляет уполномоченному должностному лицу как заявление, составленное по определенной форме, так и ряд документов, подтверждающих состав его семьи, а также жилищные условия (пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 в порядке реализации положений статьи 4 данного Федерального закона). Указанные документы, перечень которых нормативно ограничен, позволяют произвести расчет размера единовременной социальной выплаты и определить актуальные жилищные условия гражданина на момент подачи им заявления, что соответствует сущности и социальному предназначению данного вида жилищной гарантии, которая была введена законодателем с 1 января 2012 года, в том числе в отношении определенной категории лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
Представленные судебные постановления не содержат сведений о том, что заявитель был лишен возможности предоставить необходимый комплект документов в уполномоченный орган, и, как указано в этих постановлениях, необходимые разъяснения по данному вопросу заявителю были даны.
С учетом изложенного оспариваемое законоположение, устанавливающее новый вид жилищной гарантии и единый порядок ее получения, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Установление же фактических обстоятельств конкретного дела, включая оценку действий (бездействия) заявителя и должностных лиц органа внутренних дел, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сизова Андрея Рудольфовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------