КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 декабря 2020 г. N 2913-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ЛЕРМАНОВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 222 ГРАЖДАНСКОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.А. Лермановой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданка И.А. Лерманова оспаривает конституционность пункта 4 статьи 222 ГК Российской Федерации (в первоначальной редакции, введенной Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ и действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 339-ФЗ), предусматривавшего право органов местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, а также устанавливавшего порядок реализации данного права.
Как следует из представленных материалов, определением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, было отменено решение суда первой инстанции и принято новое - о признании отсутствующим права собственности заявительницы на нежилое здание (демонтированное на основании решения органа местного самоуправления как объект самовольного строительства) и снятии его с кадастрового учета. При этом суд апелляционной инстанции отметил, что здание возведено в прибрежной защитной полосе водного объекта на земельном участке, отнесенном к территориям общего пользования и не предназначенном для строительства нежилых зданий коммерческого назначения.
По мнению И.А. Лермановой, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 35, 54 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет органу местного самоуправления принимать решения о сносе зданий, право собственности на которые возникло как до 18 марта 2014 года (дата подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов), так и до вступления в силу оспариваемой нормы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2016 года N 1748-О применительно к положениям пункта 4 статьи 222 ГК Российской Федерации (в оспариваемой редакции) пришел к следующим выводам:
этими законоположениями закрепляется механизм принятия органами местного самоуправления решений о сносе зданий, строений или других сооружений, возведенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, т.е. объектов, являющихся, согласно пункту 1 той же статьи, самовольными постройками, притом что земельные участки, на которых они возведены, расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия - памятников истории и культуры), либо на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей, и тем самым существенным образом ухудшающих комфортную среду для проживания граждан, подвергающих опасности их жизнь и здоровье, создающих препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность;
порядок принятия решения о сносе самовольных построек применяется и к тем постройкам, которые были возведены до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и данное правовое регулирование не может расцениваться как противоречащее Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое законоположение само по себе не нарушает конституционных прав заявительницы, при рассмотрении дела с участием которой суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что нежилое здание располагалось на территории общего пользования и было создано с нарушением требований законодательства, действовавшего в период его строительства.
Установление же и исследование фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Лермановой Ирины Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------