КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 ноября 2016 г. N 2440-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ПОЛОМОШНОВОЙ ЛЮБОВИ ДМИТРИЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 3 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 23
И СТАТЬЕЙ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ДОНОРСТВЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,
рассмотрев по требованию гражданки Л.Д. Поломошновой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.Д. Поломошнова, награжденная нагрудным знаком "Почетный донор России", инвалид II группы, оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов":
пункта 3 части 1 статьи 23, согласно которому лица, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", имеют право, в частности, на первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение;
статьи 26, пунктом 2 которой предусмотрено, что работодатели, руководители организаций, должностные лица организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, обязаны предоставлять работникам и военнослужащим, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения противоречат статьям 2, 7, 19, 21, 39 и 41 Конституции Российской Федерации, поскольку, предусматривая предоставление права на меру социальной поддержки в виде первоочередного приобретения льготных путевок на санаторно-курортное лечение только по месту работы или учебы, ставят в неравное положение граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России", в зависимости от того, продолжают они трудовую деятельность или перешли на пенсию.
Оспариваемые положения были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Л.Д. Поломошновой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Реализуя предоставленные полномочия, законодатель в Федеральном законе "О донорстве крови и ее компонентов" определил меры социальной поддержки лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" (статья 23), а также обязал работодателей, руководителей организаций, должностных лиц организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предоставлять работникам и военнослужащим, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации (статья 26). Такое правовое регулирование обеспечивает повышенную социальную защиту работающих и учащихся граждан, добровольно сдающих кровь для лиц, которым она требуется по медицинским показаниям в лечебных целях, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права лиц, не относящихся к названной категории.
Кроме того, в силу общего правила, установленного законодателем, в том числе в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", гражданам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законом основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору получателя. Как следует из представленных материалов, заявительница, являясь инвалидом II группы в соответствии со статьями 6.1 и 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе при наличии медицинских показаний на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Поломошновой Любови Дмитриевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------