КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 октября 2019 г. N 2816-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН
МЕЩЕРЯКОВА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА И МЕЩЕРЯКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ
ПЕТРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
ПУНКТОМ 19 СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы граждан Н.А. Мещерякова и Е.П. Мещеряковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданам Н.А. Мещерякову и Е.П. Мещеряковой, действующим в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, было отказано в удовлетворении требований о признании права на обеспечение жилым помещением и предоставлении жилого помещения. Как указали суды, уполномоченный орган военного управления правомерно изменил форму обеспечения Н.А. Мещерякова жильем (с предоставления жилого помещения на субсидию для приобретения или строительства жилого помещения), поскольку он неоднократно отказывался от предлагаемых ему жилых помещений. При этом суды отклонили довод Н.А. Мещерякова о том, что указанные помещения не соответствуют установленным требованиям.
Н.А. Мещеряков и Е.П. Мещерякова, действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, оспаривают конституционность пункта 19 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего, в частности, что гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, предоставляется жилищная субсидия (оспариваемая норма была введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих").
По мнению заявителей, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 15 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 40, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), поскольку она лишает граждан, которым распределялись жилые помещения, не соответствующие требованиям законодательства и расположенные лишь в одном районе населенного пункта, возможности реализовать право на жилище по избранному месту жительства, позволяет снижать уровень жилищных гарантий, заменяя предоставление жилья в натуре на жилищную субсидию, а также применяется вопреки общему принципу действия закона во времени - к гражданам, которые были уволены с военной службы и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях еще до вступления в силу данной нормы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое законоположение, принятое в рамках дискреции законодателя, уточняет правовые последствия, возникающие в связи с добровольным отказом военнослужащих от предложенного им жилого помещения, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе предусмотренным положением части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам в границах соответствующего населенного пункта (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года N 1236-О).
Как следует из представленных судебных постановлений, Н.А. Мещеряков отказывался от предложенных ему жилых помещений в 2013 - 2017 годах (т.е. как до, так и после вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ).
С учетом изложенного оспариваемая норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителей и их несовершеннолетних детей в аспекте, указанном в жалобе.
Установление же фактических обстоятельств конкретного дела, включая оценку жилых помещений с точки зрения их соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Мещерякова Николая Александровича и Мещеряковой Екатерины Петровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------