КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2022 г. N 461-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ЗАМИРАЛОВА ВИКТОРА ВИКТОРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ НОРМ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.В. Замиралова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Гражданин В.В. Замиралов оспаривает конституционность статьи 2.4 "Административная ответственность должностных лиц", части 2 статьи 7.29.3 "Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок", пункта 3 статьи 26.1 "Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении" и пункта 4 части 1 статьи 29.10 "Постановление по делу об административном правонарушении" КоАП Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица министерства финансов Магаданской области от 10 ноября 2020 года В.В. Замиралов, являвшийся сотрудником казенного учреждения здравоохранения, в чьи служебные обязанности входило обеспечение осуществления закупок (в том числе заключение контрактов), был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП Российской Федерации.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 10 декабря 2020 года данное постановление было оставлено без изменения. Магаданский областной суд изменил эти акты, исключив из них указание на одно из допущенных В.В. Замираловым нарушений, которое не было приведено в протоколе об административном правонарушении. Вышестоящие суды, в том числе Верховный Суд Российской Федерации, подтвердили законность такого изменения. Мотивируя свои решения, суды, среди прочего, признали несостоятельным довод заявителя об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения.
Заявитель утверждает, что в материалах дела не содержится доказательств его вины в совершении административного правонарушения, за которое он был привлечен к административной ответственности. Исходя из этого, В.В. Замиралов просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими статьям 19 (часть 1) и 49 Конституции Российской Федерации, поскольку, по его мнению, данные нормы позволяют привлекать к административной ответственности должностных лиц без установления их вины в совершении административного правонарушения и определения формы вины.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1); административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4); по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 3 статьи 26.1); в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (пункт 4 части 1 статьи 29.10).
Приведенные взаимосвязанные нормы не предполагают возможности привлечения к административной ответственности лица без установления его виновности в совершении конкретного административного правонарушения, которая должна быть указана в постановлении о назначении административного наказания как одно из обстоятельств, подлежащих обязательному выяснению по делу об административном правонарушении.
Таким образом, оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Выяснение же вопроса о том, была ли вина заявителя в совершении административного правонарушения доказана надлежащим образом, связано с исследованием фактических обстоятельств, что в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Замиралова Виктора Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------