КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2022 г. N 397-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
"ИЛИР" НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 2
СТАТЬИ 104 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" (далее также - ООО ЧОО "Илир") оспаривает конституционность части 2 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающей включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как следует из представленных материалов, решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 февраля 2020 года, с которым согласились вышестоящие суды, отказано в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Требования были мотивированы тем, что само по себе принятие решения заказчика от 29 декабря 2018 года об одностороннем отказе от исполнения заключенного с ООО ЧОО "Илир" муниципального контракта об оказании услуг по охране правопорядка и обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах заказчика не является основанием для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку действие контракта прекратилось в срок, установленный в самом контракте (31 декабря 2018 года).
По мнению заявителя, оспариваемое положение не соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно, с учетом толкования, придаваемого ему правоприменительной практикой, содержит правовую неопределенность, неоднозначность, неясность и противоречивость, чем препятствует надлежащему уяснению его содержания, открывает перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод.
Заявитель также просит направить для пересмотра принятые по делу с его участием правоприменительные решения, а также поручить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации уточнить данную норму и конкретизировать, является ли достаточным для включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков только один факт принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта вне зависимости от того, что прекращение действия контракта вызвано не данным решением, а истечением срока действия контракта.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть 2 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлена - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 3234-О и от 25 апреля 2019 года N 922-О).
Данная норма, предусматривающая в качестве одного из оснований для включения информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий, не предполагает ее произвольного применения, не содержит неопределенности и не может расцениваться как нарушающая в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в деле с участием которого суды, в частности, отметили, что на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта срок действия контракта не истек, при этом обязательства перед заказчиком согласно условиям заключенного контракта надлежащим образом исполнены не были.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, оценка доказательств, послуживших основанием для применения в нем тех или иных норм права, не относятся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------