Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2022 N 321-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ващенко Альберта Егоровича на нарушение его конституционных прав рядом нормативных положений"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 февраля 2022 г. N 321-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ВАЩЕНКО АЛЬБЕРТА ЕГОРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ РЯДОМ НОРМАТИВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Е. Ващенко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин А.Е. Ващенко оспаривает конституционность следующих нормативных положений:

абзаца первого пункта 1 и пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" о жилищных гарантиях для военнослужащих и определенной категории граждан, уволенных с военной службы;

частей 1 и 2 (ошибочно названных в жалобе пунктами 1 и 2) статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению определенной категории граждан ряда жилищных гарантий и о наделении региональных органов государственной власти правом определять порядок предоставления этих гарантий;

пунктов 22 и 23 Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 года N 191 (далее - Порядок), о том, что жилые помещения предоставляются гражданам согласно нормам предоставления, установленным в соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма гражданам, категории которых предусмотрены пунктом 3 Порядка, принимаются Агентством по имуществу Калининградской области.

Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, удовлетворены исковые требования Агентства по имуществу Калининградской области о признании исполненными обязательств по обеспечению жильем, о передаче жилых помещений бесплатно в общедолевую собственность А.Е. Ващенко и членов его семьи, об обязании их принять данные помещения в собственность. Суды указали, что заявитель необоснованно уклоняется от принятия спорных квартир в общедолевую собственность (в течение нескольких лет договор не подписывает, отказ от принятия квартир не предоставляет).

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения в их взаимосвязи не соответствуют статьям 2, 15, 17 (часть 1), 18, 22 (часть 1), 40 (часть 3), 45, 46, 55 и 71 (пункты "а", "г", "д", "з") и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они порождают неопределенность применительно к вопросам о том, наделено ли Агентство по имуществу Калининградской области полномочиями по изданию приказа, возлагающего на граждан обязанность принять жилые помещения в собственность, о правовых последствиях принятия этим Агентством приказа о предоставлении гражданам жилых помещений, позволяют указанному государственному органу не соблюдать процедуры, установленные законодательством, и возлагать на граждан обязанность, вопреки их желанию, принять в собственность квартиры, которые не были созданы в порядке, установленном положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). По смыслу же статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Это предполагает также возможность передачи осуществления части полномочий по предметам совместного ведения, которые реализовывались органами государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 85-О, от 15 мая 2007 года N 365-О-П, от 17 января 2013 года N 3-О, от 27 сентября 2018 года N 2368-О и др.).

Пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", принятые в соответствии с указанными конституционными положениями, предусматривают предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации жилищных гарантий (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) для определенной категории граждан, к которой относится заявитель, за счет субвенций из федерального бюджета.

В свою очередь, пункты 22 и 23 Порядка обеспечивают реализацию указанных законоположений, в том числе возлагают на Агентство по имуществу Калининградской области полномочие по принятию решений по предоставлению жилых помещений.

При этом граждане, указанные в пункте 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обладают - в соответствии с этой правовой нормой, а также положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - как правом на судебную защиту их законных интересов (включая оспаривание решений Агентства по имуществу Калининградской области, если они вынесены с нарушением действующего законодательства), так и возможностью воспользоваться другой формой жилищного обеспечения в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, позволяющей самостоятельно осуществить выбор конкретного жилого помещения, приобретаемого в собственность.

Согласно представленным материалам, А.Е. Ващенко (как в ходе судебных заседаний, так и в жалобе) настаивал и продолжает настаивать на необходимости предоставления ему и членам его семьи жилых помещений в натуре за счет государства в силу оспариваемых нормативных положений, однако отказ от принятия распределенных квартир не оформил, соответствующее же решение Агентства по имуществу Калининградской области не было оспорено в судебном порядке.

Таким образом, нормы, конституционность которых подвергается заявителем сомнению, не предусматривающие и не предполагающие возложения на граждан обязанности приобрести вопреки их воле жилые помещения в собственность, не могут как сами по себе, так и во взаимосвязи, расцениваться в качестве нарушающих конституционные права А.Е. Ващенко, доводы которого фактически направлены на признание за ним права на предоставление жилых помещений, расположенных в других многоквартирных домах, т.е. на переоценку выводов судов, рассмотревших дела с его участием.

Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, выбор норм права, подлежащих применению с учетом таких обстоятельств, оценка доказательств, послуживших основанием для применения тех или иных норм права, не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Кроме того, вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", представленными материалами не подтверждается применение абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в конкретном деле с участием А.Е. Ващенко, следовательно, в этой части жалоба не может быть признана допустимой. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе упоминание в судебных постановлениях тех или иных норм не может расцениваться как их применение в конкретном деле (определения от 18 июля 2017 года N 1565-О, от 24 апреля 2018 года N 1015-О, от 28 января 2021 года N 121-О и др.).

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ващенко Альберта Егоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления