КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 декабря 2015 г. N 2922-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
АНТОНОВОЙ ЛЮБОВИ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЕЕ ПОДОПЕЧНОГО ГЛАЗКОВА МИХАИЛА
ВАСИЛЬЕВИЧА АБЗАЦЕМ ВОСЬМЫМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 30
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Л.В. Антоновой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
1. В своей жалобе гражданка Л.В. Антонова, действующая в интересах своего подопечного М.В. Глазкова, оспаривает конституционность абзаца восьмого пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Как следует из представленных материалов, М.В. Глазкову, в силу сложившихся обстоятельств длительное время не получавшему назначенную в 1963 году пенсию по инвалидности II группы вследствие общего заболевания, правоприменительными органами было отказано в удовлетворении требований о восстановлении указанной пенсии в ноябре 2009 года. Пенсию назначили вновь, при этом исчисление величины расчетного пенсионного капитала было произведено как при неполном общем трудовом стаже - пропорционально имеющегося трудового стажа к полному общему трудовому стажу.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма нарушает право М.В. Глазкова на пенсионное обеспечение и не соответствует статьям 2, 7, 17 (часть 1), 21, 37 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку определяет расчет размера трудовой пенсии одинаково как для лиц, имеющих инвалидность, так и для лиц, не имеющих ее, в зависимости от наличия полного общего трудового стажа, притом что максимальная нормативная продолжительность страхового стажа для инвалида в возрасте 60 лет составляет 180 месяцев (абзац шестой пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Оспариваемое Л.В. Антоновой положение было применено судами общей юрисдикции в делах с ее участием.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39 часть 2). Федеральный законодатель, осуществляя предоставленные ему полномочия, установил в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение, предусмотрев оценку пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Оспариваемое заявительницей положение пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", являясь элементом механизма исчисления трудовых пенсий, устанавливает порядок определения величины расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже, направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение, в равной степени распространяется на лиц, которые приобрели право на получение трудовой пенсии до 1 января 2002 года, и не может расцениваться как нарушающее их конституционные права.
Разрешение же вопроса об установлении особого порядка исчисления расчетного пенсионного капитала для лиц, не выработавших полный общий трудовой стаж, инвалидность которых была установлена до 2002 года, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Антоновой Любови Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------