Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1535-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сухоруковой Марии Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью одиннадцатой статьи 52.1 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июля 2021 г. N 1535-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

СУХОРУКОВОЙ МАРИИ МИХАЙЛОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ЧАСТЬЮ ОДИННАДЦАТОЙ СТАТЬИ 52.1 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки М.М. Сухоруковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка М.М. Сухорукова, которой отказано в удовлетворении требований о возврате полной стоимости приобретенных билетов на зрелищное мероприятие, оспаривает конституционность части одиннадцатой статьи 52.1 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 года N 3612-1, предусматривающей, что в случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия по причинам, не предусмотренным частью десятой данной статьи, посетитель имеет право при возврате билета, абонемента или экскурсионной путевки:

не позднее чем за десять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;

менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;

менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки.

Как следует из представленных материалов, М.М. Сухорукова приобрела билеты на зрелищное мероприятие, которое должно было состояться 21 марта 2020 года в ФГБУК "Государственный Кремлевский Дворец".

В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории города Москвы был введен режим повышенной готовности.

Указом Мэра Москвы от 10 марта 2020 года N 17-УМ в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ были внесены изменения, согласно которым запрещалось до 10 апреля 2020 года проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий с числом участников более 5 000 человек.

В связи с тем, что в ответ на направленные заявительницей 15 марта 2020 года отказ от посещения мероприятия и требование о возврате уплаченной за билеты денежной суммы ей на основании оспариваемого положения была возвращена лишь половина стоимости билетов, она обратилась в суд с исковыми требованиями о взыскании оставшейся половины стоимости билетов, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, компенсации морального вреда и судебных расходов. Решением мирового судьи, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, в удовлетворении исковых требований М.М. Сухоруковой было отказано в полном объеме.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" статья 52.1 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" была дополнена частью девятнадцатой, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации вправе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части установить особенности отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств или музеями зрелищные мероприятия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 442 было утверждено "Положение об особенностях отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на такие мероприятия, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части"; при этом действие указанного Положения было распространено на правоотношения, возникшие с 16 марта 2020 года.

Кроме того, указом Мэра Москвы от 16 марта 2020 года N 21-УМ в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ были внесены изменения, которыми запрещалось до 10 апреля 2020 года проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, а также временно приостанавливалось проведение в городе Москве досуговых мероприятий с участием граждан, в том числе в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) с числом участников более 50 человек одновременно.

Заявительница полагает, что оспариваемое положение противоречит статье 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно в отсутствие в период до 16 марта 2020 года специального правового регулирования исключает на дискриминационной основе по территориальному принципу - учитывая неодинаковые даты введения ограничений в различных регионах Российской Федерации - возможность получения потребителями, находящимися в равных условиях, полной стоимости денежных средств за билеты на зрелищное мероприятие, заявление о возврате которых подано в условиях обстоятельств непреодолимой силы и режима повышенной готовности.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Положения части одиннадцатой статьи 52.1 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", регулирующие условия возврата соответствующей части цены билета в случае отказа по инициативе посетителя от посещения зрелищного мероприятия соразмерно периоду времени, предшествующему установленной дате проведения мероприятия, направлены на поддержание справедливого баланса интересов участников соответствующих гражданских правоотношений, а следовательно, не могут расцениваться как нарушающие в указанном в жалобе аспекте конституционные права М.М. Сухоруковой, в деле с участием которой суд пришел к выводу о том, что она добровольно сдала билеты, поскольку в день ее отказа от договора возмездного оказания услуг отсутствовал запрет на посещение зрелищных мероприятий, соответствующих формату постановки, на которую были приобретены билеты.

Проверка же обоснованности судебных постановлений, предполагающая установление и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сухоруковой Марии Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления