Законодательство РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2024 N 1798-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Герасимчука Игоря Олеговича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части 2 статьи 18, пунктом 2 части 8 и частью 15 статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", а также подпунктом "в" пункта 3 части 2 и частью 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 июля 2024 г. N 1798-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ГЕРАСИМЧУКА ИГОРЯ ОЛЕГОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ПУНКТОМ 6 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 18, ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 8

И ЧАСТЬЮ 15 СТАТЬИ 22.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ", А ТАКЖЕ ПОДПУНКТОМ

"В" ПУНКТА 3 ЧАСТИ 2 И ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 31 ИЮЛЯ 2020 ГОДА N 269-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.О. Герасимчука к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин И.О. Герасимчук оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке":

пункта 6 части 2 статьи 18, согласно которому сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат применению с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

пункта 2 части 8 и части 15 статьи 22.1, определяющих случаи, в которых заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, а также порядок оспаривания решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости.

Также заявитель просит проверить конституционность подпункта "в" пункта 3 части 2 и части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регламентирующих некоторые особенности переходного периода применения предусмотренного статьей 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" порядка установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Из представленных материалов следует, что вступившими в законную силу актами судов общей юрисдикции отказано в удовлетворении требований И.О. Герасимчука об оспаривании уведомления бюджетного учреждения, которым было возвращено без рассмотрения поданное им 27 декабря 2022 года заявление об установлении с налогового периода 2021 года кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого здания в размере рыночной стоимости. Признавая правомерным указанное уведомление, суды исходили из того, что заявителем не был соблюден предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" порядок обращения в бюджетное учреждение, в частности нарушены требования, предъявляемые к отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Кроме того, поскольку, по мнению судов, И.О. Герасимчуком не был соблюден порядок предварительного обращения в бюджетное учреждение, ему было также отказано в судебном пересмотре кадастровой стоимости. При этом судами было отдельно отмечено, что кадастровая стоимость в случае установления в размере рыночной могла бы применяться только с 1 января года подачи заявления о ее пересмотре (т.е. с 1 января 2022 года).

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку ограничивают возможность судебной проверки законности уведомления бюджетного учреждения о возвращении заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, а также позволяют применять пересмотренную кадастровую стоимость исключительно с 1 января года, в котором было подано соответствующее заявление в бюджетное учреждение.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Статья 18 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" закрепляет правила применения сведений о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 1). Указанные правила дифференцированы в зависимости от оснований применения кадастровой стоимости, предусмотренных действующим законодательством (часть 2). Так, в силу пункта 6 части 2 названной статьи кадастровая стоимость применяется с 1 января года подачи в бюджетное учреждение заявления о ее установлении в размере рыночной стоимости. Иным образом урегулированы последствия внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости (пункты 3 и 5 части 2).

При этом данное регулирование, если кадастровая стоимость применяется для налоговых целей, действует с учетом специальных положений налогового законодательства (пункт 15 статьи 378.2, пункты 1 и 1.1 статьи 391 и пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации). Предусмотренная же положениями статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ регламентация кадастровой оценки в переходный период, как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, не затрагивает право заинтересованного лица на судебный пересмотр кадастровой стоимости в установленном порядке (определения от 31 октября 2023 года N 3008-О и от 27 декабря 2023 года N 3556-О).

Следовательно, названные законоположения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте, притом что согласно представленным судебным актам судами было признано отсутствие у заявителя заинтересованности в установлении рыночной стоимости принадлежащего ему здания по состоянию на 2021 год, поскольку в этот период применялась кадастровая стоимость, ранее приведенная по его требованию в соответствие с рыночной стоимостью в судебном порядке.

Что касается также оспариваемых заявителем положений статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", то они определяют порядок действий бюджетного учреждения по принятию и рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, к которым отнесено и оставление без рассмотрения таких заявлений, когда они поданы с нарушениями, в том числе касающимися представленного отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 8), а также предусматривают направление заявителю уведомления при разрешении вопроса о принятии заявления к рассмотрению (часть 9). Часть 15 указанной статьи, в свою очередь, закрепляет возможность одновременного предъявления требований об оспаривании решения бюджетного учреждения, принятого после рассмотрения соответствующего заявления по существу, и о пересмотре самой кадастровой стоимости в судебном порядке.

Данные положения статьи 22.1 названного Федерального закона не регламентируют вопросы, связанные с последующим судебным контролем законности действий бюджетного учреждения по принятию (возвращению без рассмотрения) заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости. Соответственно, они не могут нарушать конституционные права заявителя, по требованию которого судами была проверена законность уведомления бюджетного учреждения о возврате его заявления, включая наличие оснований для такого возврата.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Герасимчука Игоря Олеговича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления