КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 апреля 2024 г. N 828-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ 3, 9 И 10
СТАТЬИ 71 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОХОТЕ И О СОХРАНЕНИИ
ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", СТАТЬЕЙ 2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МАКСИМАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ
ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МОГУТ БЫТЬ ЗАКЛЮЧЕНЫ
ОХОТХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОДНИМ ЛИЦОМ ИЛИ ГРУППОЙ ЛИЦ,
ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЧАСТЬЮ 31 СТАТЬИ 28
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОХОТЕ И О СОХРАНЕНИИ ОХОТНИЧЬИХ
РЕСУРСОВ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", А ТАКЖЕ СТАТЬЯМИ 5 И 12 ЗАКОНА
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
заслушав заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов,
1. Ульяновская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее также - Ульяновская ООООиР) оспаривает конституционность следующих положений статьи 71 "Заключительные положения" Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
части 3, согласно которой юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет;
части 9, в соответствии с которой по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 данного Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 данной статьи;
части 10, предусматривающей, что в случаях, указанных в части 9 данной статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 данной статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, 3 предусмотренной частью 3 статьи 10 данного Федерального закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
Оспариваемые законоположения вступили в силу с 1 апреля 2010 года. При этом Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 10 августа 2017 года) часть 3 указанной статьи 71 изложена в новой редакции, которая и оспаривается заявителем.
Ульяновская ООООиР также просит проверить конституционность статьи 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а фактически - абзаца одиннадцатого ее части 1, содержащего определение муниципального образования.
Конституционность приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 137 "Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 2 июля 2012 года, оспаривается заявителем в части указания на то, что максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, устанавливается в пределах одного муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации (максимальная площадь для Ульяновской области составляет 50 тысяч гектаров).
Кроме того, заявитель ставит под сомнение конституционность статей 5 "Муниципальное образование "Карсунский район" и 12 "Муниципальное образование "Павловский район" Закона Ульяновской области от 13 июля 2004 года N 043-ЗО "О муниципальных образованиях Ульяновской области", наделяющих данные муниципальные образования статусом муниципальных районов и определяющих перечень входящих в их состав поселений.
1.1. Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области оспорило в арбитражном суде ряд охотхозяйственных соглашений, заключенных им ранее (в 2019 году) без проведения аукциона с Ульяновской ООООиР.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 1 февраля 2023 года охотхозяйственное соглашение от 30 декабря 2019 года N 53/19, предметом которого являлось пользование охотничьими угодьями в Карсунском муниципальном районе Ульяновской области, признано недействительным. Этим же решением охотхозяйственное соглашение от 30 декабря 2019 года N 54/19 о пользовании охотничьими угодьями в Павловском муниципальном районе Ульяновской области признано недействительным в части превышения нормативно установленной максимальной площади охотничьих угодий, передаваемых в пользование одному лицу или группе лиц в данном муниципальном образовании. В признании недействительными иных оспоренных охотхозяйственных соглашений, заключенных 11 июня и 16 сентября 2019 года, судом отказано.
С указанным судебным решением согласились суды вышестоящих инстанций (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2023 года, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2023 года, определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2023 года).
1.2. По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 18, 45, 46 и 53, поскольку по придаваемому им правоприменительной практикой смыслу:
позволяют признавать недействительным охотхозяйственное соглашение с пользователем, заключенное без проведения аукциона по истечении пятилетнего срока со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, передаваемых в пользование одному лицу или группе лиц, на том основании, что площадь предоставляемых по нему охотничьих угодий превышает названную максимальную площадь, будучи взятой вместе с площадью охотничьих угодий, предоставленных данному пользователю в конкретном муниципальном образовании по ранее заключенным охотхозяйственным соглашениям;
предполагают применение этого максимального размера площади охотничьих угодий к уровню муниципального района - без учета того, что входящие в его состав территории городских и сельских поселений также являются муниципальными образованиями.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 июня 2015 года N 17-П пришел к выводу о том, что отсутствие в системе действующего правового регулирования определенности относительно сроков заключаемых в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" без проведения аукциона охотхозяйственных соглашений не позволяет выявить действительную волю федерального законодателя даже с помощью конституционно-правового истолкования рассматриваемого законоположения, что делает невозможным обеспечение в правоприменительной практике единообразного, отвечающего реальному состоянию законодательства подхода к разрешению этого вопроса.
В силу этого Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 3 статьи 71 данного Федерального закона - в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, - не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 34 (часть 1), поскольку в силу неопределенности своего нормативного содержания она порождает возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения содержащихся в ней положений.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации обязал федерального законодателя незамедлительно принять - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, - меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 названного Федерального закона. Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение указанного законоположения было приостановлено; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежало.
Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ, принятым во исполнение данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, установлен сорокадевятилетний срок охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона.
2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2018 года N 1671-О-Р указал, что право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с полученными до 1 апреля 2010 года долгосрочными лицензиями на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в период до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 17-П, не подлежит, а потому после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ им должна быть предоставлена - при условии, что право пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов не было прекращено в связи с истечением сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании долгосрочных лицензий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 2363-О-Р), - возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с учетом того, что в отсутствие предусмотренного названным Постановлением временного моратория на применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанные лица могли бы воспользоваться правом на заключение таких соглашений в период с 25 июня 2015 года по 2 июля 2017 года.
Таким образом, указанный мораторий на применение части 3 статьи 71 данного Федерального закона до внесения в законодательство вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 17-П изменений означает и приостановление на то же время течения пятилетнего срока со дня 8 установления максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть по общему правилу заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом, группой лиц (часть 3 статьи 10, части 9 и 10 статьи 71 указанного Федерального закона). В итоге названный пятилетний срок, который начал течь со 2 июля 2012 года (день вступления в силу приказа Минприроды России от 18 мая 2012 года N 137) и до истечения которого соответствующие пользователи были вправе заключать охотхозяйственные соглашения без проведения аукционов и без учета упомянутой максимальной площади охотничьих угодий, был продлен более чем на два года.
Такое регулирование направлено на учет прав граждан в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при внесении существенных изменений в действующее законодательство и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права Ульяновской ООООиР в указанном ею аспекте.
2.3. Арбитражные суды в деле заявителя, исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, установили, что охотхозяйственные соглашения от 30 декабря 2019 года N 53/19 и N 54/19 были заключены после истечения срока, предусмотренного частью 9 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поэтому при их заключении подлежало учету требование о том, что совокупная площадь предоставляемых охотпользователю охотничьих угодий в пределах одного муниципального образования по всем соглашениям с ним не должна превышать 50 тысяч гектаров.
В связи с этим требование Ульяновской ООООиР фактически направлено на внесение в оспариваемый ею Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целесообразных изменений. Однако разрешение данного вопроса не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2.4. Оспариваемые заявителем абзац одиннадцатый части 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 5 и 12 Закона Ульяновской области "О муниципальных образованиях Ульяновской области" посвящены установлению муниципально-территориального устройства и не регулируют отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Следовательно, они не могут расцениваться как нарушающие конституционные права Ульяновской ООООиР.
Что касается приказа Минприроды России от 18 мая 2012 года N 137, то проверка его положений не отнесена к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
------------------------------------------------------------------