ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 марта 2016 г. N 208-КГ16-4
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Замашнюка А.Н.
при секретаре Лупянниковой Л.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Орловой А.Н. на апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 9 июня 2015 г. по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <...> старшины запаса Кочкина В.В. об оспаривании действий командира войсковой части <...>, руководителя Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКУ "ЕРЦ Минобороны России") и начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части, порядком расчета жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления представителей командира войсковой части <...> Кузнецова А.А. и Иванова К.В., мнение прокурора отдела Главной военной прокуратуры Гаврилова А.В., полагавшего необходимым апелляционное определение в части порядка расчета жилищной субсидии отменить и оставить в силе в этой части решение гарнизонного военного суда, Судебная коллегия по делам военнослужащих
решением Якутского гарнизонного военного суда от 30 марта 2015 г. отказано в удовлетворении заявления Кочкина В.В., в котором он просил признать незаконными:
приказы командира войсковой части <...> от 4 и 20 февраля 2015 года об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием и иными выплатами, жилищной субсидией в положенном ему размере, а также обязать указанное должностное лицо восстановить его на военной службы до реализации прав, в том числе на получение жилищной субсидии в полном объеме;
действия руководителя ФКУ "ЕРЦ Минобороны России" по удержанию денежных средств и необеспечению положенным денежным довольствием и иными выплатами, возложив на это должностное лицо обязанность выплатить удержанные с него денежные средства, а также денежное довольствие за период его незаконного исключения из списков личного состава части;
действия начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" о предоставлении жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 1,85, возложив на данное должностное лицо обязанность произвести перерасчет и доплату жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,375.
Апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 9 июня 2015 г. решение суда изменено в части отказа в требованиях заявителя об оспаривании им исключения из списков личного состава воинской части и порядка обеспечения жилищной субсидией. В этой связи судом на командира воинской части возложена обязанность изменить дату исключения заявителя из указанных списков и обеспечить его положенными видами довольствия за период незаконного исключения из списков личного состава воинской части, а на начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" - обязанность произвести перерасчет и доплату жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,375.
В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 5 октября 2015 г. отказано в передаче кассационной жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" на апелляционное определение для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории военнослужащих, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 1,85, что не было учтено судом апелляционной инстанции, просит апелляционное определение отменить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих полагает необходимым жалобу представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" удовлетворить.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке в силу ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом второй инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права в части порядка обеспечения Кочкина В.В. жилищной субсидией, что выразилось в следующем.
Из материалов дела усматривается, что Кочкин В.В., обеспечиваемый на весь период военной службы служебным жилым помещением при общей ее продолжительности свыше 15 лет, на основании приказа командира войсковой части <...> от 4 февраля 2015 г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом Кочкин В.В., продолжив прохождение военной службы в распоряжении командования, на основании приказа командира части от 20 февраля 2015 г. был исключен из списков личного состава воинской части с 6 марта 2015 г.
Решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 3 декабря 2014 г. N 1333 размер жилищной субсидии был рассчитан Кочкину В.В. с применением поправочного коэффициента 1,85.
8 декабря 2014 г., то есть в период прохождения военной службы, Кочкину В.В. произведена выплата жилищной субсидии, размер которой рассчитан, исходя из вышеуказанного поправочного коэффициента.
Полагая, что при расчете и выплате субсидии ему должен быть установлен поправочный коэффициент 2,375, Кочкин В.В. оспорил названные решение и действия должностного лица в судебном порядке.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления в части оспаривания порядка предоставления Кочкину В.В. жилищной субсидии было отказано.
Отменяя решение гарнизонного военного суда в указанной части и удовлетворяя соответствующие требования заявителя, суд апелляционной инстанции указал, что по смыслу закона Кочкину В.В., подлежавшему увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет и необеспеченному жильем, выплата жилищной субсидии должна осуществляться с поправочным коэффициентом 2,375.
Такой вывод основан на неправильном истолковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно п. п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п. п. 7 - 9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 10 до 16 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы ясно и недвусмысленно определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Кочкин В.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом 2,375.
Из изложенного следует, что суд второй инстанции пришел к ошибочному выводу о нарушении права Кочкина В.В. на жилищную субсидию в результате установления ему решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 3 декабря 2015 г. N 1333 поправочного коэффициента 1,85, в связи с чем его заявление в этой части удовлетворено неправомерно.
Поскольку при рассмотрении дела юридически значимые обстоятельства установлены, однако судом апелляционной инстанции допущена ошибка в толковании норм материального права, изложенное в соответствии со ст. 328 и п. 5 ч. 1 ст. 329 КАС РФ является основанием для отмены апелляционного определения в обжалуемой части и оставления в силе решения гарнизонного военного суда об отказе в удовлетворении соответствующих требований Кочкина В.В.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 9 июня 2015 г. по заявлению Кочкина В.В. в части требований о возложении на начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанности по перерасчету и доплате жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,375 отменить в связи с существенным нарушением норм материального права и оставить в силе решение Якутского гарнизонного военного суда от 30 марта 2015 г. об отказе в удовлетворении требований Кочкина В.В. в соответствующей части.
В остальном апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда оставить без изменения.
------------------------------------------------------------------