ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 января 2016 г. по делу N 203-КГ15-5
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Сокерина С.Г.,
судей Дербилова О.А., Замашнюка А.Н.
при секретаре Лупянниковой Л.В.
в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по кассационной жалобе представителя командира войсковой части на решение Казанского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 14 апреля 2015 г. по делу об оспаривании военнослужащим войсковой части <...> майором Яковлевым Е.В. действий командира и решения жилищной комиссии войсковой части связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих
Яковлев подлежал увольнению с военной службы по состоянию здоровья. В связи с этим он обратился в жилищную комиссию войсковой части <...> с рапортом о производстве расчета жилищной субсидии, которая ему была произведена с применением поправочного коэффициента 2,25.
Считая свои права нарушенными, Яковлев обратился с заявлением в суд, в котором просил признать указанный расчет жилищной субсидии незаконным, обязать жилищную комиссию внести изменение в данное решение, произведя ее расчет с применением поправочного коэффициента 2,375, а командира войсковой части <...> издать приказ о доплате суммы, рассчитанной с учетом данного коэффициента.
Казанский гарнизонный военный суд решением от 4 февраля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 14 апреля 2015 г., заявление Яковлева удовлетворил.
Определением судьи Приволжского окружного военного суда от 10 июля 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя командира войсковой части <...> для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель командира войсковой части <...> Храмкин Д.В., утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно, в надлежащей форме, в судебное заседание не прибыли, об отложении судебного заседания ходатайств не заявили.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии войсковой части <...> от 8 декабря 2014 г. N 15-2014 размер жилищной субсидии Яковлеву Е.В. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из его общей продолжительности военной службы 19 лет 4 месяца.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент, Яковлев Е.В. оспорил решение в гарнизонный военный суд.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы в связи признанием военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы они были уволены с военной службы, то есть 2,375.
С решением гарнизонного военного суда согласился суд апелляционной инстанции.
Такой вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права, что является существенным нарушением, без устранения которого невозможна защита охраняемых законом публичных интересов в сфере бюджетного процесса.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно п. п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п. п. 7 - 9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Яковлев Е.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Яковлева Е.В.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 328, п. 5 ч. 1 ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих
решение Казанского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 14 апреля 2015 г., принятые по заявлению Яковлева Е.В., отменить и принять по делу новое решение, которым Яковлеву Е.В. в удовлетворении заявления отказать.
С.Г.СОКЕРИН
О.А.ДЕРБИЛОВ
А.Н.ЗАМАШНЮК
------------------------------------------------------------------