Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 19.05.2016 N 208-КГ16-20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 мая 2016 г. N 208-КГ16-20

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.

при секретаре Лупянниковой Л.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Орловой А.Н. на определение судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 26 августа 2015 г., оставленное без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 24 сентября 2015 г., о возвращении апелляционной жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

определением судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 15 июля 2015 г. оставлена без движения в связи с неуплатой государственной пошлины апелляционная жалоба представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 10 июня 2015 г. об удовлетворении заявления Маркова В.Д., в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 2 октября 2014 г. N 261 об установлении поправочного коэффициента для расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2,25.

Определением судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 26 августа 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 24 сентября 2015 г., апелляционная жалоба возвращена без рассмотрения по существу ввиду неустранения недостатков, указанных в определении судьи от 15 июля 2015 г. об оставлении апелляционной жалобы без движения.

Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 15 декабря 2015 г. представителю начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе представитель должностного лица, указывая на наделение Министром обороны Российской Федерации ФГКУ "Востокрегионжилье" полномочиями по жилищному обеспечению военнослужащих, что свидетельствует о фактическом выполнении учреждением функций органа государственной власти, который на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины, просит обжалуемые судебные акты отменить.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по этим делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

При вынесении обжалуемого определения судья указал на невыполнение представителем начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" требований об уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Такое требование на законе не основано.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение прав военнослужащих на жилищное обеспечение осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в данном случае, Министерством обороны Российской Федерации, которое в соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636, является федеральным министерством и по этому основанию отнесено к органам государственной власти.

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно п. 5 названного Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

К центральному органу военного управления в силу Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г., отнесен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который предназначен для обеспечения реализации прав на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей.

Из изложенного следует, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации наделен Министром обороны Российской Федерации организационно-распорядительными полномочиями в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, то есть полномочиями, которыми наделено Министерство обороны Российской Федерации как орган государственной власти.

В свою очередь, в соответствии с п. п. 1 и 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", ФГКУ "Востокрегионжилье" является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, через которую Департамент жилищного обеспечения осуществляет свои функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению военнослужащих.

В силу п. 4 и 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, решение вопроса о предоставлении жилищной субсидии отнесено к непосредственной компетенции специализированной организации.

Согласно п. 11 Устава, утвержденного 17 августа 2012 г., ФГКУ "Востокрегионжилье" находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Таким образом, на ФГКУ "Востокрегионжилье", являющегося структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и действующего на основании его полномочий, в полной мере распространяются положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным выводы в судебных актах о наличии препятствий для принятия к производству суда апелляционной инстанции жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" ввиду неуплаты государственной пошлины при обращении в суд нельзя признать законными и обоснованными.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав ответчика.

Это обстоятельство в силу ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327 - 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

определение судьи Хабаровского гарнизонного военного суда от 26 августа 2015 г. о возвращении апелляционной жалобы на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 10 июня 2015 г. по заявлению Маркова В.Д. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 24 сентября 2015 г. в связи с существенным нарушением норм процессуального права отменить, направить дело в Хабаровский гарнизонный военный суд для выполнения требований ст. 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

И.В.КРУПНОВ

Судьи

А.Н.ЗАМАШНЮК

С.Г.СОКЕРИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления