ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 января 2016 г. N 208-КГ15-23
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.
при секретаре Лупянниковой Л.В.
в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по кассационной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Орловой А.Н. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 марта 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г. по заявлениям Зыка С.В. и Парфеновой Н.В. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих
Зык С.В. и Парфенова Н.В. обратились в суд с заявлениями о признании незаконными решений начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 13 ноября 2014 г. N 823 и 3 ноября 2014 г. N 318, соответственно, о предоставлении заявителям жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25, и возложении на руководителя ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанности по применению при расчете жилищной субсидии поправочного коэффициента 2,375.
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 марта 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., заявления удовлетворены. На начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность произвести заявителям перерасчет жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375 и обеспечить доплату таковой с учетом ранее выплаченных каждому из них сумм.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 25 сентября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", утверждая об отнесении заявителей в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителей отказать.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что решениями начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 13 ноября 2014 г. N 823 и 3 ноября 2014 г. N 318 размер жилищной субсидии Зыку С.В. и Парфеновой Н.В., соответственно, был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из общей продолжительности военной службы Зыка С.В. - 18 лет 2 месяца 20 дней, Парфеновой Н.В. - 18 лет 1 месяц 21 день. Денежные средства на лицевые счета заявителей зачислены 20 ноября и 12 ноября 2014 г., соответственно.
Приказом командующего 5 армией от 5 декабря 2014 г. Зык С.В. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом от 15 января 2015 г. исключен из списков личного состава с 30 января 2015 г.
Приказом командующего 5 армией от 22 декабря 2014 г. Парфенова Н.В. уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом от 19 января 2015 г. исключена из списков личного состава с 1 февраля 2015 г.
Удовлетворяя заявления, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. Суд апелляционной инстанции с этим согласился.
Такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно п. п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемого в соответствии с п. п. 7 - 9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относятся заявители.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Зык С.В. и Парфенова Н.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлениям Зыка С.В. и Парфеновой Н.В.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 марта 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., принятые по заявлениям Зыка С.В. и Парфеновой Н.В., отменить и принять по делу новое решение, которым Зыку С.В. и Парфеновой Н.В. в удовлетворении заявлений отказать.
И.В.КРУПНОВ
О.А.ДЕРБИЛОВ
С.Г.СОКЕРИН
------------------------------------------------------------------