Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 19.01.2016 N 208-КГ15-23

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 января 2016 г. N 208-КГ15-23

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.

при секретаре Лупянниковой Л.В.

в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по кассационной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Орловой А.Н. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 марта 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г. по заявлениям Зыка С.В. и Парфеновой Н.В. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

Зык С.В. и Парфенова Н.В. обратились в суд с заявлениями о признании незаконными решений начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 13 ноября 2014 г. N 823 и 3 ноября 2014 г. N 318, соответственно, о предоставлении заявителям жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25, и возложении на руководителя ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанности по применению при расчете жилищной субсидии поправочного коэффициента 2,375.

Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 марта 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., заявления удовлетворены. На начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность произвести заявителям перерасчет жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375 и обеспечить доплату таковой с учетом ранее выплаченных каждому из них сумм.

Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 25 сентября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", утверждая об отнесении заявителей в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителей отказать.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что решениями начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 13 ноября 2014 г. N 823 и 3 ноября 2014 г. N 318 размер жилищной субсидии Зыку С.В. и Парфеновой Н.В., соответственно, был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из общей продолжительности военной службы Зыка С.В. - 18 лет 2 месяца 20 дней, Парфеновой Н.В. - 18 лет 1 месяц 21 день. Денежные средства на лицевые счета заявителей зачислены 20 ноября и 12 ноября 2014 г., соответственно.

Приказом командующего 5 армией от 5 декабря 2014 г. Зык С.В. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом от 15 января 2015 г. исключен из списков личного состава с 30 января 2015 г.

Приказом командующего 5 армией от 22 декабря 2014 г. Парфенова Н.В. уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом от 19 января 2015 г. исключена из списков личного состава с 1 февраля 2015 г.

Удовлетворяя заявления, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. Суд апелляционной инстанции с этим согласился.

Такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.

Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно п. п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемого в соответствии с п. п. 7 - 9 Правил.

Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относятся заявители.

При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Таким образом, Зык С.В. и Парфенова Н.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.

Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлениям Зыка С.В. и Парфеновой Н.В.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 марта 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., принятые по заявлениям Зыка С.В. и Парфеновой Н.В., отменить и принять по делу новое решение, которым Зыку С.В. и Парфеновой Н.В. в удовлетворении заявлений отказать.

Председательствующий

И.В.КРУПНОВ

Судьи

О.А.ДЕРБИЛОВ

С.Г.СОКЕРИН

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления