Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.03.2017 N 12-КГ17-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2017 г. N 12-КГ17-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кутдусова И.Г. на определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 июля 2016 г. вместе с материалом по административному исковому заявлению Кутдусова И.Г. о признании незаконными решения начальника федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 261 и решения территориального отделения г. Йошкар-Олы ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 25 марта 2016 г. N 261, об обязании начальника ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации произвести перерасчет предоставленной Кутдусову И.Г. субсидии и восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением начальника ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Центральное региональное управление жилищного обеспечения) от 21 марта 2016 г. N 261 подполковнику запаса Кутдусову И.Г. предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения. Решением территориального отделения г. Йошкар-Олы Центрального регионального управления жилищного обеспечения от 25 марта 2016 г. N 261 Кутдусов И.Г. снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений.

Кутдусов И.Г., не согласившись с размером предоставленной субсидии, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными указанных выше решений должностных лиц, о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также об обязании начальника Центрального регионального управления жилищного обеспечения произвести перерасчет предоставленной субсидии исходя из норматива, установленного Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76.

Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июня 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 июля 2016 г., Кутдусову И.Г. отказано в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснено право на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Определением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 24 августа 2016 г. Кутдусову И.Г. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 2 февраля 2017 г. кассационная жалоба с материалом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе, поданной Кутдусовым И.Г. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и направлении материала в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл для решения вопроса о принятии заявления к производству суда первой инстанции для рассмотрения по существу в порядке административного судопроизводства.

Проверив материал, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судьей городского суда и судом апелляционной инстанции допущено такого характера существенное нарушение норм процессуального права.

Отказывая в принятии административного искового заявления, судья городского суда, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к заключению, что правоотношения, возникшие между Кутдусовым И.Г. и должностными лицами органа жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по вопросу предоставления субсидии и снятия с учета нуждающихся в получении жилых помещений, не вытекают из административных или иных публичных правоотношений, поэтому подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Такая позиция ошибочна по следующим основаниям.

Как следует из содержания административного искового заявления, Кутдусов И.Г., обращаясь в суд за защитой своих прав, оспаривал решения должностных лиц органа жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, принятые в порядке реализации ими властных полномочий, считая, что нарушено его право на обеспечение жильем.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации представляется лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (часть 1 статьи 218).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), согласно пунктам 1 и 16 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Постановление N 512) утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещения военнослужащих - граждан Российской Федерации.

В силу пункта 16 статьи 15 Закона N 76-ФЗ порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Во исполнение предписаний приведенной федеральной нормы приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.

Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 (далее - Приказ N 1455) определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Постановления N 512, а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (пункт 1 поименованного приказа).

Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2 этого же приказа), которые в соответствии с пунктом 3 приказа N 1455 принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признают их нуждающимися в жилых помещениях, снимают с учета нуждающихся в жилых помещениях, принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.

Следовательно, Кутдусов И.Г., обращаясь к административным ответчикам, реализовал право, предоставленное федеральным законодателем, который одновременно возложил на государственные органы обязанность принять соответствующее решение, то есть требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера.

Таким образом, избранный Кутдусовым И.Г. способ защиты нарушенного права является правильным, заявленные требования ошибочно расценены как спор о материальном праве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Министерство обороны Российской Федерации через уполномоченные организации реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении административного истца.

При таких обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных постановлений, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Кутдусова И.Г., считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и направить материал в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления Кутдусова И.Г. к производству и рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

определение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 10 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14 июля 2016 г. отменить.

Материал по административному исковому заявлению Кутдусова И.Г. о признании незаконными решения начальника федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 261 и решения территориального отделения г. Йошкар-Олы ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 25 марта 2016 г. N 261, об обязании начальника ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации произвести перерасчет предоставленной Кутдусову И.Г. субсидии и восстановлении его на учете нуждающихся в жилых помещениях, направить в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству и рассмотрения заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления