ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 августа 2018 г. N 15-КГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новикова Владислава Олеговича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 сентября 2017 года по делу по административному исковому заявлению Новикова Владислава Олеговича об оспаривании решения призывной комиссии, о возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Новиков В.О., <...> года рождения, обратился в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Мордовия" о признании незаконным решения призывной комиссии отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по городу Саранску (далее также - призывная комиссия) от 12 мая 2017 года о призыве заявителя на военную службу, о возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения в образовательной организации по программе магистратуры. Свои требования заявитель обосновал тем, что не подлежал призыву на военную службу в мае 2017 года, поскольку в октябре 2016 года призывной комиссией ему в связи с обучением по очной форме в высшем учебном заведении предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2018 года, оспариваемое решение является незаконным и нарушает его право на получение высшего образования.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 21 июня 2017 года заявление Новикова В.О. удовлетворено частично, признано незаконным и отменено решение призывной комиссии городского округа Саранск от 12 мая 2017 года о призыве Новикова В.О. на военную службу. В удовлетворении требования об обязании призывной комиссии предоставить истцу отсрочку от призыва на военную службу отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 сентября 2017 года решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 21 июня 2017 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Новикова В.О. в полном объеме.
Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 11 января 2018 года заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Новиков В.О. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 сентября 2017 года и оставлении в силе решения Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 21 июня 2017 года.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 4 июня 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Как следует из материалов дела, Новиков В.О., <...> года рождения, с 15 февраля 2011 года состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата Республики Мордовия по городскому округу Саранск.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 названного федерального закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац второй); в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац седьмой); в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый).
При этом предусмотренная данным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из следующих случаев: если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым данного подпункта (при получении среднего общего образования), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с его абзацем седьмым (при получении высшего образования по программе бакалавриата) (абзац двенадцатый); если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым данного подпункта (при получении высшего образования по программе бакалавриата), гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с его абзацем девятым (при получении высшего образования по программе магистратуры) (абзац тринадцатый).
В личном деле призывника имеются отметки о решениях призывной комиссии, согласно которым административному истцу предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу: 25 мая 2012 года на основании абзаца второго подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" как достигшему призывного возраста (18 лет) до окончания обучения в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей N 4" сроком до 30 июня 2012 года; 25 июня 2012 года как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования на основании подпункта "г" пункта 2 статьи 24 названного федерального закона до 1 октября 2012 года; 7 ноября 2012 года на период обучения по очной форме обучения по направлению подготовки "Экономика" на экономическом факультете федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (далее - ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарева" по программе бакалавриата на основании абзаца седьмого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ до 2016 года; 31 октября 2016 года на основании абзаца девятого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 указанного федерального закона на время обучения в том же университете по программе магистратуры по тому же направлению подготовки до 2018 года.
Призывная комиссия отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по городу Саранску 12 мая 2017 года приняла решение о призыве Новикова В.О. на военную службу.
Считая указанное выше решение призывной комиссии не соответствующим закону, Новиков В.О. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Рассматривая настоящее административное дело и удовлетворяя требования административного истца в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения призывной комиссии и исходил при этом из принципа равенства граждан.
Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия исходила из того, что отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 53-ФЗ может быть предоставлена только два раза, административному истцу уже дважды предоставлялась отсрочка от призыва, что исключает возможность предоставления третьей по счету отсрочки в связи с получением высшего образования по программе магистратуры. На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводам о законности решения призывной комиссии о призыве Новикова В.О. на военную службу и об отсутствии нарушений прав административного истца оспариваемым решением.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации такие выводы суда апелляционной инстанции находит ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Обеспечение права каждого на образование является одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти. Конституция Российской Федерации, закрепляя данное право (статья 43) и одновременно провозглашая защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (статья 59), в том числе посредством несения военной службы, относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, оборону и безопасность, федеральную государственную, включая военную, службу, а к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы воспитания и образования (статья 72).
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") в качестве одного из основных академических прав обучающихся предусмотрено право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую им в связи с получением образования разного вида и уровня в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 8 части 1 статьи 34).
Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы.
Статьей 43 Основного Закона Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2).
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" получение в образовательных организациях начального общего образования как первого обязательного уровня общего образования начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (аналогичное правило было установлено пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании").
Таким образом, при реализации права на получение общего образования дети в возрасте от шести лет и шести месяцев до восьми лет составляют одну возрастную группу (категорию). В системе действующего правового регулирования реализации гражданами конституционного права на образование допускается возможность обучения в общеобразовательной организации до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования лиц, которые достигли восемнадцатилетнего возраста.
Согласно положениям Федерального закона N 53-ФЗ на военную службу не призываются граждане, которым в соответствии с данным законом предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (статья 22). В частности, в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 названного федерального закона граждане, обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, имеют право на отсрочку в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Как следует из приведенных норм в их взаимосвязи, граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не могут быть призваны на военную службу до окончания обучения и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования, если они реализуют право на получение образования данного уровня в пределах установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков. Такой подход предопределен законодательно предусмотренными гарантиями конституционного права на образование и требованиями к регулированию порядка и условий его реализации применительно к среднему общему образованию.
Право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего, но и высшего образования.
Для обеспечения баланса между целью высшего образования, выражающейся также в обеспечении подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства путем призыва на военную службу предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Согласно положениям статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу вправе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры (если они не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата) - в период освоения указанных образовательных программ.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность завершить высшее образование, не будучи призванными на военную службу. Однако эта возможность ограничена числом отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться.
При таком положении граждане, которые относятся к одной и той же категории, а именно реализовавшие право на получение среднего общего образования в соответствии с установленным порядком (то есть с учетом возрастного критерия для поступления в общеобразовательную организацию) оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до завершения обучения в общеобразовательной организации одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем были вынуждены воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, а другие граждане этого возраста не достигли и потому в такой отсрочке не нуждались.
Конституционный принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории. Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры, притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование, не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности.
Лица, которым предоставлена отсрочка в общеобразовательной организации, в случае получения высшего образования по программам бакалавриата, будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении.
Изложенное свидетельствует о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, поскольку право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования ставится в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемое решение призывной комиссии о призыве истца на военную службу правомерно, не нарушает право административного истца на получение высшего образования, является ошибочным.
При таком положении у судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия не имелось оснований для отмены решения Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 21 июня 2017 года и признания оспариваемого Новиковым В.О. решения призывной комиссии от 12 мая 2017 года законным.
Изложенное полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан" (определение от 24 апреля 2018 года N 864-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Новикова В.О. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), в силу которого до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из данного постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.
С учетом того, что судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 сентября 2017 года подлежит отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 26 сентября 2017 года отменить, а решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 21 июня 2017 года оставить в силе.
------------------------------------------------------------------