Законодательство РФ

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2024 N 83-ИКАД24-1-А1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 августа 2024 г. N 83-ИКАД24-1-А1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Голованова Игоря Михайловича на решение Брянского областного суда от 26 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2024 года по административному делу N 3а-335/2024 по административному исковому заявлению Голованова И.М. о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Навлинского района Брянской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Навлинскому одномандатному избирательному округу N 21 от 14 июля 2024 года N 16 "Об отказе в регистрации Голованова Игоря Михайловича, выдвинутого избирательным объединением "Брянское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" кандидатом в депутаты на выборах депутатов Брянской областной Думы восьмого созыва по Навлинскому одномандатному избирательному округу N 21", возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Голованова И.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Брянской областной Думы от 4 июня 2024 года N 7-1562, опубликованным в "Брянской учительской газете" N 22 (1089) 7 июня 2024 года, выборы депутатов Брянской областной Думы восьмого созыва назначены на 8 сентября 2024 года.

Закон Брянской области от 23 января 2008 года N 4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" (далее - Закон Брянской области) установил, что кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов депутатов областной Думы (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию избирательные документы, необходимые для регистрации кандидата (пункт 1 статьи 24).

26 июня 2024 года избирательным объединением "Брянское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Голованов И.М. выдвинут кандидатом на выборах депутатов Брянской областной Думы восьмого созыва по Навлинскому одномандатному избирательному округу N 21 (далее - кандидат).

27 июня 2024 года Головановым И.М. в территориальную избирательную комиссию Навлинского района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Навлинскому одномандатному избирательному округу N 21 (далее - Избирательная комиссия) представлены необходимые для уведомления о выдвижении кандидатом документы.

В тот же день Голованов И.М. письменно уведомил Избирательную комиссию об отказе открывать специальный избирательный счет, подтвердив данное обстоятельство соответствующей записью на решении Избирательной комиссии от 27 июня 2024 года N 33/3.

5 и 6 июля 2024 года Головановым И.М. представлены необходимые для регистрации кандидатом документы, среди которых не было сведений об открытии избирательного счета, а также первого финансового отчета.

7 июля 2024 года кандидат обратился в Избирательную комиссию с заявлением - ходатайством об аннулировании его отказа создать избирательный фонд и открыть счет, о выдаче документов для открытия избирательного счета.

8 июля 2024 года Головановым И.М. в Избирательную комиссию представлены финансовый отчет, заявление на открытие специального избирательного счета, справка об открытии счета, о реквизитах специального избирательного счета, учет поступление и расходования денежных средств.

Решением Избирательной комиссии от 14 июля 2024 года N 16 Голованову И.М. на основании подпунктов "в", "и" пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области отказано в регистрации кандидатом в депутаты названного органа государственной власти в связи с тем, что не представлены все необходимые для регистрации документы, а также в установленные сроки не создан избирательный фонд (далее - Решение от 14 июля 2024 года).

Считая отказ в регистрации кандидатом в депутаты неправомерным, Голованов И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене Решения от 14 июля 2024 года и возложении на Избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты, ссылаясь на отсутствие оснований для принятия оспариваемого решения, так как все предусмотренные законом документы для регистрации им были представлены, избирательный счет им открыт 8 июля 2024 года.

По мнению административного истца, о незаконности оспариваемого решения свидетельствует тот факт, что Избирательная комиссия ему не разъяснила последствия неоткрытия специального избирательного счета.

Решением Брянского областного суда от 26 июля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В поступившей в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Голованов И.М. просит отменить судебные акты, как принятые с существенным нарушением норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что судами не допущено такого рода нарушений.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), который закрепляет принцип равенства кандидатов: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных названным кодексом (пункт 1 статьи 39).

Одной из обязанностей кандидатов является создание собственных избирательных фондов для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией (пункт 1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ и пункт 1 статьи 39 Закона Брянской области).

Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного выше федерального закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).

Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата приведен в пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для регистрации кандидата, а также несоздание кандидатом избирательного фонда (подпункты "в", "ж" соответственно).

Приведенным законоположениям корреспондируют нормы подпунктов "в", "и" пункта 4 статьи 25 Закона Брянской области.

Федеральным законом N 67-ФЗ установлено, что законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет (пункт 9 статьи 59).

Согласно пункту 17 статьи 2 упомянутого закона под законом в избирательных отношениях понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.

В соответствии подпунктом "в" пункта 1 статьи 24 Закона Брянской области для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат представляет в окружную избирательную комиссию документы первого финансового отчета кандидата.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что в определенный законом срок кандидат Голованов И.М. не создал избирательный фонд и, как следствие этого, не представил в территориальную избирательную комиссию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 24 Закона Брянской области, а именно: документы первого финансового отчета кандидата: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; справка об остатке средств фонда на дату отчета, выданная филиалом ПАО "Сбербанк России"; копия заявления на открытие специального избирательного счета, заверенная филиалом ПАО "Сбербанк России".

Приведенные обстоятельства оценил как безусловное основание для отказа в регистрации кандидата в соответствии с требованиями подпунктов "в" и "ж" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, правильно признал Решение от 14 июля 2024 года законным и отказал в удовлетворении административного иска.

Суд верно указал, что открытие избирательного счета за пределами установленного срока для подачи документов, необходимых для регистрации кандидата, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 106 постановления от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подчеркнул, что предварительным условием, необходимым для регистрации, в частности, кандидата является создание им собственного избирательного фонда для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата, списка кандидатов до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Несоблюдение названного требования влечет отказ в регистрации, отмену решения о регистрации кандидата, списка кандидатов (абзац второй названного пункта).

Утверждения административного истца об отсутствии у него информации о необходимости открытия специального избирательного счета и последствий несовершения этого, о неправомерных, по его мнению, действиях административного ответчика, препятствующих оформлению и сдаче Головановым И.М. необходимых для регистрации документов, отвергнуты судом, как не нашедшие своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Проверяя законность судебного акта, суд апелляционной инстанции правильно признал несостоятельными доводы административного истца о неверном применении судом первой инстанции норм федерального и регионального избирательного законодательства, поскольку позиция Голованова И.М. о возможности устранения недостатков в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и отсутствии в связи с этим у Избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации кандидата, противоречит законодательству о выборах, не предусматривающему возможность дополнительного представления в избирательную комиссию документов по истечении установленного законом срока.

Изложенные в обжалуемых судебных актах выводы являются верными, соответствуют действующему правовому регулированию вопроса регистрации кандидатов, установленному Федеральным законом N 67-ФЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 сентября 2016 года N 1742-О отметил, что кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 56 названного выше постановления от 27 июня 2023 года N 24 разъяснил судам, что после истечения установленных законом сроков представления в избирательную комиссию документов кандидат, избирательное объединение вправе дополнительно представить исключительно копии паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России) или документа, заменяющего паспорт гражданина, копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенных соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копий соответствующих документов.

Доводы кассационной жалобы позицию судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права, не содержат данных о существенных нарушениях норм материального и процессуального закона, которые повлияли или могут повлиять на исход дела, не ставят под сомнение установленные судом фактические обстоятельства об открытии избирательного счета и предоставление связанных с этим документов за пределами 30-дневного срока со дня опубликования решения о назначении выборов.

Ссылки в кассационной жалобе на утверждение протокола заседания Избирательной комиссии, на котором принято оспариваемое решение об отказе в регистрации кандидата, КоЛнеевой, вместо ее председателя КоРнеевой, присвоение порядковых номеров принимаемых решений не в хронологическом порядке (Решение от 14 июля 2024 года имеет номер 16, а решение от 27 июня 2024 года, разрешающее открыть избирательный счет - 33/3), что свидетельствует о их недостоверности, на фактическое уклонение суда первой инстанции от рассмотрения замечаний на протоколы судебных заседаний, так как они отклонены, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход дела, а также о незаконности Решения от 14 июля 2024 года.

Иные доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств и представленных доказательств.

Между тем, исходя из требований процессуальных норм, устанавливающих полномочия суда кассационной инстанции и пределы рассмотрения административного дела в кассационном порядке, суд кассационной инстанции проверяет только законность обжалуемых судебных актов исключительно с точки зрения правильности применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права. Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 328 и 329 КАС РФ).

Обжалуемые судебные акты являются правильными, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы Голованова И.М.

Руководствуясь статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Брянского областного суда от 26 июля 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Голованова Игоря Михайловича - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления