ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 июля 2024 г. N 18-КАД24-41-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования города-курорта Геленджика на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 1 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2023 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2023 г. по материалам истребованного административного дела N 2а-1336/2023 по административному исковому заявлению Менякиной Галины Алексеевны о признании незаконным решения администрации муниципального образования города-курорта Геленджика об отказе в перераспределении земельных участков.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя администрации муниципального образования города-курорта Геленджика Спирина К.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
Менякина Г.А., являясь собственником земельного участка площадью 530 кв. метров с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. <...> обратилась в администрацию муниципального образования города-курорта Геленджика (далее - администрация) с заявлением о перераспределении земельного участка из земель муниципальной собственности площадью 144 кв. метра.
Решением в форме письма администрации муниципального образования города-курорта Геленджика от 28 ноября 2022 г. N 110-15000/22-15-52-11 (далее - Письмо от 28 ноября 2022 г.) Менякиной Г.А. отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что земельный участок из земель муниципальной собственности площадью 144 кв. метра расположен в зоне рекреационного назначения (Р1), в которой формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства запрещено.
Менякина Г.А., полагая, что указанное решение нарушает ее права, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 1 марта 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2023 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2023 г., административный иск Менякиной Г.А. удовлетворен, отказ администрации в перераспределении земельных участков признан незаконным, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Менякиной Г.А. о перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - перераспределение земельных участков), осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Пунктом 2 указанной статьи в качестве основания перераспределения земельных участков определено соглашение между уполномоченными органами (исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления) и собственниками земельных участков.
Согласно пункту 1, подпункту 2 пункта 3 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков гражданин - собственник земельного участка обращается с заявлением о перераспределении земельных участков, к которому в том числе прилагается схема расположения земельного участка, в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 11); если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 12).
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка этой схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
Кроме того, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7 статьи 11.9 ЗК РФ). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением установленных федеральным законом случаев, когда границы земельных участков могут пересекать границы территориальных зон (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что согласно картографическому материалу правил землепользования и застройки территории муниципального образования города-курорта Геленджика, утвержденных решением Думы муниципального образования города-курорта Геленджика от 27 июля 2010 г. N 466 (в редакции решения Думы муниципального образования города-курорта Геленджика от 16 августа 2022 г. N 534), земельный участок площадью 530 кв. метров, принадлежащий Менякиной Г.А., относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1.2), земельный участок из земель муниципальной собственности площадью 144 кв. метра расположен в зоне рекреационного назначения (Р1).
При этом земельные участки в составе жилых зон и в составе рекреационных зон имеют разное целевое назначение. Так, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения; жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 ЗК РФ).
Вместе с тем земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9 статьи 85 ЗК РФ).
Таким образом, в данном случае образование земельного участка путем перераспределения не соответствует требованиям приведенных норм земельного законодательства.
Указание в Письме от 28 ноября 2022 г. в качестве основания для отказа в перераспределении земельных участков на расположение земельного участка площадью 144 кв. метра в зоне рекреационного назначения (Р1), в которой формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства запрещено, соответствует нормам подпунктов 11 и 12 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 1 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2023 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 ноября 2023 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления Менякиной Галины Алексеевны о признании незаконным решения администрации муниципального образования города-курорта Геленджика от 28 ноября 2022 г. N 110-15000/22-15-52-11 об отказе в перераспределении земельных участков отказать.
------------------------------------------------------------------