ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 ноября 2022 г. N 6-КАД22-6-К2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Егошкина А.Н. на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2022 г. по административному делу N 2а-1850/2021 по административному исковому заявлению Егошкина А.Н. к администрации г. Рязани о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения Егошкина А.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Егошкин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации г. Рязани от 20 января 2021 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 555 кв. м за плату на торгах для индивидуального жилищного строительства, о возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление от 21 декабря 2020 г. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование требований, что оспариваемым решением отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка ввиду его расположения в зонах затопления, подтопления, а также в связи с тем, что территория, в границах которой находится данный участок, не обеспечена инженерной защитой от затопления, подтопления, однако федеральное законодательство не содержит безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления и подтопления, в связи с чем земельный участок может быть использован и предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
Решением Советского районного суда г. Рязани от 19 июля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 27 октября 2021 г., признано незаконным решение администрации г. Рязани от 20 января 2021 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2022 г. принятые по делу судебные акты отменены, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Егошкин А.Н., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, просит отменить принятое по делу кассационное определение, оставив в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения административного истца, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска и отменяя решения судов нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции, руководствуясь приказом Московско-Окского бассейнового водного управления от 24 декабря 2020 г. N 221 об установлении границы зон затопления, подтопления поверхностными водами рек Ока, Павловка, Плетенка, Трубеж, ручья Быстрец (Панферовка) на территории городского округа Рязань и Рыбновского, Рязанского, Спасского районов Рязанской области, исходил из того, что территория, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, не обеспечена инженерной защитой от затопления, подтопления, а следовательно, использование участка в соответствии с заявленными истцом целями не представляется возможным.
Между тем судом кассационной инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены в том числе зоны затопления, подтопления, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Затопление и подтопление, согласно пункту 16 статьи 1, части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты, в целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Ограничения использования земельных участков, расположенных в зонах затопления и подтопления, изложены в статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, согласно части 6 которой (в редакции, действующей в спорный период) в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты), осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно Генеральному плану города Рязани, принятому решением Рязанского городского Совета от 30 ноября 2006 г. N 794-Ш "Об утверждении Генерального плана города Рязани", испрашиваемый земельный участок располагается в функциональной зоне - Жилые зоны, то есть в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а также зоне с особыми условиями использования территории - затопления паводками 1% обеспеченности.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11 декабря 2008 г. N 897-1, указанный участок располагается в территориальной зоне Ж-3, то есть в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (1 - 3 этажа).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 555 кв. м, из земель населенных пунктов, расположен в территориальной зоне Ж-3, в границах сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами, по адресу: г. <...>, находится за пределами береговой полосы Борковского карьера N 2, в зоне затопления паводками 1% обеспеченности (повторяемостью один раз в 100 лет), установленной приказом Московско-Окского бассейнового водного управления от 24 декабря 2020 г. N 221 "Об установлении границ зон затопления, подтопления поверхностными водами рек Ока, Павловка, Плетенка, Трубеж, ручья Быстрец (Панферовка)".
Таким образом, приведенные нормы права свидетельствуют о том, что предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно при обеспечении собственником земельного участка инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления.
Согласно пояснениям административного истца, данным в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в отношении земельного участка им проведены мероприятия по инженерной защите от затопления, подтопления путем искусственного повышения его поверхности. Доказательств обратного материалы дела не содержат, в суд администрацией таких доказательств также не представлено.
При названных обстоятельствах принятый по делу судебный акт кассационной инстанции основан на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 2 февраля 2022 г. отменить.
Оставить в силе решение Советского районного суда г. Рязани от 19 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 27 октября 2021 г.
------------------------------------------------------------------